12 марта 2013     Автор: Городские проекты

Реконструкция Ленинского Проспекта — предложение Городских Проектов

Вы наверняка знаете, что в Москве, под предлогом борьбы с пробками, затеяли масштабную реконструкцию практически всех радиальных магистралей: где-то строительные работы уже идут полным ходом, а где-то еще только готовятся проекты. С экранов телевизоров и в информационных центрах чиновники рассказывают москвичам, что расширять существующие дороги, строить новые развязки и эстакады крайне необходимо. Недовольным сразу затыкают рот аргументами, что у нас площадь дорог в два раза меньше, чем в Европе, так что надо не возмущаться, а быстрее строить. Москвичам реконструкции преподносят, как панацею: пробки исчезнут, общественный транспорт начнет ходить лучше, солнце будет светить ярче, а соловьи разучат новые мелодии.

В заблуждение вводят москвичей, конечно, не со зла. Сегодня есть три проблемы: отсталость транспортной науки, непонимание чиновниками уровня своей компетености и излишняя прыть. Всё это приводит к дорогущим градостроительным ошибкам. Сейчас эти ошибки делаются по всей Москве, однако ситуация с Ленинским проспектом самая вопиющая, на её примере лучше всего попробовать изменить всю эту практику превращения улиц в хайвеи. Если, конечно, мы не хотим, чтобы Москва на каком-то этапе стала выглядеть так:





Вопрос реконструкции Ленинского проспекта включает в себя следующие пункты:

1) Каким мы видим решение проблемы?
2) Какие средства можно применить для решения проблемы?
3) Какие последствия от тех или иных способов решения проблемы наступят в короткой, средней и долгой перспективе?

В чём заключается проблема? Коротко — магистраль не справляется с потоком транспорта в пиковые часы.

Кажется, что вопрос здесь решается быстро и просто - если голова болит, ее надо отрубить. Вместо того, чтобы провести тщательный анализ ситуации, пригласить экспертов и подумать именно над вопросом перевозки людей (не машин!), мэрия Москвы сразу решает строить. Спросите большинство жителей, далеких от транспортной науки, что надо делать, чтобы избавиться от пробок? Нужно расширить дорогу и построить новые развязки! Тот факт, что через год широкая дорога опять встанет в пробке, мало кого заботит. Ведь главное здесь — строительная техника не будет простаивать, мы будем строить и строить... Пока мы не придем к картинке, с которой я начинал этот пост.

Однако специалисты-транспортники указывают на бессмысленность проекта. Они призывают остановиться и подумать, что нам на самом деле нужно от Ленинского проспекта и как люди вдоль него будут жить. Что сегодня предлагают авторы проекта реконструкции? С общественным транспортом никаких изменений не планируется, «всё останется как есть», а значит, проект реконструкции нацелен только на ускорение личного автотранспорта. Улучшится ли жизнь автомобилистов? Не совсем. Сейчас светофоры хоть как-то дозируют поток машин и позволяет делать его равномерным. Вместо этого машины будут пулей долетать до площади Гагарина, и там на долгое время вставать в новую пробке.

Если проект реализуют, то поток уже ничто не будет сдерживать и он быстро забьет все подъезды к центру. Посмотрите на огромные пробки на бессветофорной Ленинградке — они не исчезли после реконструкции, а стали еще больше. Тысячи жителей Ленинградки получили под своими окнами шумные эстакады — и то же самое будет на Ленинском. Строительство ради строительства. Огромная пустая трата денег, сил и времени.

В это же время спешно созданный мэрией Информационный центр продолжает разъяснять публике, что у бессветофорного Ленинского проспекта одни плюсы и никаких существенных недостатков. Стоит лишь нам запустить Ленинский «по-новому», как непременно всем станет хорошо.

Эксперты «Городских проектов», выступают за отмену реконструкции проспекта по предложенному плану. Мы считаем, что реконструкция Ленинского проспекта нужна, но она должна заключаться не в строительстве новых эстакад и тоннелей, а в создание скоростной трамвайной линии, велодорожек и прогулочных зон. Давайте посмотрим, что можно сделать:




Каковы предпосылки для возникновения такого решения?

1. Общая транспортная ситуация в Москве с поездками на работу: по данным Департамента транспорта, 88% трудовых поездок совершается общественным транспортом.
2. Районы вдоль Ленинского сплошь густонаселённые, имеют яркие архитектурные черты, особую атмосферу, прекрасное озеленение и в целом являются привлекательным и комфортным местом для проживания. Проспект несёт в себе многие черты городского бульвара и обладает потенциалом стать зоной повышенного общественного притяжения, который требует раскрытия.
3. К тому же, Ленинский проспект — важнейший центростремительный коридор Москвы, обеспечивающий связь между Центром, Юго-Западом, аэропортом «Внуково» и Новой Москвой. Значительный рост транспортной нагрузки по этому направлению неизбежен.
4. Новые территории будут тяготеть к строящемуся метро «Саларьево» продлеваемой до Киевского шоссе Сокольнической линии метрополитена. У этой ветки серьёзные инфраструктурные ограничения (семь вагонов в составе, максимальный объём движения 34-35 пар поездов в час), на станцию «Саларьево» заложен пассажиропоток в 140.000 чел.в сутки, с достижением в 15-летний срок показателя 240.000 чел. в сутки. Это больше, чем на печально известной станции «Выхино»! Между тем, значительное число жителей Ленинского проспекта вынуждены пользоваться той же Сокольнической линией, что в среднесрочной перспективе добавляет ей излишней нагрузки.

Мы предлагаем построить на Ленинском линию скоростного трамвая!

Что из себя представляет скоростная трамвайная линия?

На 12,8 км пути от Калужской площади до возводимой в настоящее время станции метро «Тропарёво» размещены 14 остановок, охватывающих все основные узлы Ленинского проспекта.



Необходимая ширина трамвайной линии на перегоне составляет 9,6 м (против ширины имеющегося разделительного газона 8,0 м). Для того, чтобы по центру пустить трамвай, достаточно будет сузить каждую полосу движения с 3,5 до 3,3 м. Такая мера, кстати, только повысит безопасность движения. Необходимая ширина трамвайной линии в зоне остановок составляет 10,4 м (против ширины на перегоне в 9,6 м), что потребует сдвига главных проезжих частей в этой же зоне на 0,4 м в сторону от оси проспекта, как показано на рисунке:



Схема остановки.

Средняя скорость движения – 24-28 км/ч (в зависимости от организации дорожного движения), время следования из конца в конец – от 32 до 27 минут соответственно.

Подвижной состав – трёхсекционные низкопольные трамвайные вагоны отечественного или зарубежного производства длиной около 30 м и вместимостью 250 чел. с возможностью эксплуатации в сцепке.



Провозная способность – 18.000 чел./час в одном направлении.

Стоимость линии «под ключ» (с учётом депо, эстакады в районе пересечения проспекта Вернадского и самими трамваями) составит порядка 9 млрд. рублей.

Кому нужен быстрый и удобный трамвай до центра с возможностью давай бесплатной пересадки на метро? Всем жителям Ленинского проспекта! Вдобавок, при средней скорости движения в 24 км/ч и выше, трамвай оказывается реальным конкурентом метрополитену с точки зрения времени поездки до центра.

Трамваем могут легко пользоваться маломобильные группы населения: пенсионеры, инвалиды и др. физические слабые люди. Между дверью любого подъезда и вагона организуется безбарьерная среда. К сожалению, наш метрополитен сегодня не может обеспечить доступ для таких людей.


Жители кварталов, заключённых между Ленинским проспектом и проспектом Вернадского, будут иметь возможность выбора между метро и трамваем. Будет удобно планировать свои маршруты.


Жители кварталов, прилегающих к Ленинскому проспекту по юго-восточной его стороне получат возможность быстро добраться до центра

Продление линии трамвая за МКАД имеет очевидный огромный потенциал. Есть много вариантов, куда уводить трамвайную ветку. Трамвай может принять на себя потоки из Солнцева, Московского, Пыхтино, а также обратные потоки в сторону создаваемых на новых территориях рабочих мест, многие из которых будут готовы предпочесть жители юго-запада Москвы, в том числе – Ленинского проспекта.



Ясно, что в первый год пассажиров будет немного. Людям нужно вреся, чтобы распробовать новые маршруты и привыкнуть к ним. Так как для многих кварталов, особенно по юго-восточной стороне Ленинского, метро остаётся относительно недоступным, трамвай перехватит на себя этих людей и станет популярным, вплоть до исчерпания провозной способности в 18.000 чел./час.

Макет всей этой истории мы показывали ещё на выставке Городских Проектов.



Понятное дело, что мы не проектный институт и все эти мысли нужно ещё долго дорабатывать, однако если работать в этом направлении можно в итоге получить полезный проект. Или можно работать в другом направлении, в котором сейчас работает мэрия, но тогда наверное стоит объяснить, почему решили делать именно так.

Сейчас есть ощущение, что мэр стремится сделать хоть что-нибудь, иначе старшие товарищи не поймут. При этом речь о многомиллиардных проектах, наносящих большой ущерб городской среде и вообще городу если они построены неправильно.

Вы говорите, что предлагаете правильные вещи? Хорошо, вы-то не общественная организация, вы мэрия, у вас много проектных институтов и людей над этим работает. Хватит рассказывать лозунги про «ну у нас же пробки, если не строить дороги ничего не поедет» — покажите результаты моделирования, распишите эффект от предлагаемых мероприятий на каждый год из следующий 15 лет — на сколько сократится время поездки? какое влияние будет на экологию? На ДТП? Как изменятся эксплуотационные затраты? Объясните нормально, зачем вы это строить собрались.

Или вы собираетесь строить без объяснения и без собственно понимания зачем, лишь бы только построить?



Над постом работали:
Илья Петушков
Антон Буслов
Максим Кац
Илья Варламов

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: