27 сентября 2013

Общественное пространство своими руками



Уже больше недели прошло с того дня, когда были смонтированы лавочки и высажены деревья на площади Галицкой во Львове и пора уже рассказать, как мы докатились до такой жизни с чего все началось и как развивалась эта история.
Начну, пожалуй, с того, что еще до Галицкой я время от времени рисовал свои предложения, как можно было бы изменить некоторые места во Львове. Так появились проекты трамвайного моста на пересечении ул. Сахарова-Кн. Ольги, озелененной площади Катедральной и некоторые другие. Все это выкладывалось в интернет, где одни хвалили мои картинки, другие критиковали, а некоторые смутно намекали, что все это как-то подозрительно и что-то тут не так.
В какой-то момент мне написал письмо Левко Стек из "Дайте пройти" с предложением попробовать придумать какое-то благоустройство на небольшом треутольнике возле газетного киоска на пл. Галицкой, поскольку там может появиться реальная возможность реализовать задуманное и выйти наконец со своими фантазиями из виртуального мира в реальный.

К слову, то место было мне достаточно близко, ведь еще ранее я сам участвовал финансово в установке там ограничительных слолбиков, которые не допускали бы там парковку автомобилей. Забегая вперед, скажу, что ирония судьбы состояла в том, что именно эти столбики в будущем доставили мне самому немало хлопот. Но обо всем по порядку.
Еще до установки столбиков эта площадь, как правило, выглядела как-то так. Везде, где только можно было проехать, стояли машины. Причем порой их там бывало более пяти штук и для пешеходов оставалось совсем мало места. О том, чтобы проводить на площади время, не могло быть и речи.


Сначала я был настроен немного скептически - мне казалось, что организовать что-то интересное и полезное на такой малой площади почти нереально. но все-таки решил попробовать. Первая прикидка виглядела так. Мне самому она сразу не понравилась - все эти бетонные углы образовывали собой какую-то неприятную неуютную форму, которую, к тому же, пришлось бы отливать из бетона на месте, надолго превратив это место в стройплощадку.


но больше всего в первом варианте мне не нравилось, что он создает отгороженное со всех сторон закрытое пространство, в котором может происходить что угодно, из-за чего новому человеку заходить туда будет психологически некомфортно. Так, собственно, и появилась идея второго варианта - сделать круглые лавочки, смонтированные вокруг готового бетонного кольца. Во-первых, это позволяло оставить пространство визуально открытым - проходя мимо, каждый видит, есть ли на лавочках свободное место и может присесть и отдохнуть. А во-вторых - это давало возможность собрать лавочки где-угодно и уже готовыми быстро установить на месте, сведя к минимуму возможные неудобства пешеходов.


В то время я как раз занимался озеленением улицы Городоцкой, общался с разными садовыми центрами и параллельно консультировался у них, можно ли вот так сажать деревья в бетонные кольца, будут ли они там расти. Ведь если бы было нельзя, то пришлось бы искать другие варианты, но все, с кем я общался, в один голос говорили, что деревья спокойно можно высаживать таким образом. Главное условие - снять снизу плитку, чтобы сделать дренаж и дать дереву возможность пускать корни вниз. Собственно, из-за этого и пришлось отказаться от третьего дерева, ведь оно по проекту должно было стоять как-раз над подземним переходом и тут могли быть проблемы з дренажем та корнями.

Примерно в этот момент мне снова позвонил Левко Стек (которого смело можно считать крестным отцом этого проекта) и спросил, готов ли я продемонстрировать проект потенциальным спонсорам - руководству телерадиокомпании Люкс.
Узнав цены основных составляющих проекта, я подготовил небольшую смету, распечатал визуализации и пошел на встречу.
Встреча эта прошла в очень дружественной атмосфере. Вообще мне показалось, что решение было принято еще до встречи со мной, а сама встреча была нужна скорее для знакомства. После некоторых технических вопросов (тогда и решили отказаться от третьего дерева)и ознакомления со сметой мне торжественно сообщили, что берутся полностью профинансировать реализацию моего проекта
Когда я вышел из кабинета, Левко уже ждал меня внизу:
 - Ну как? - нетерпеливо спросил он.
 - Все нормально, они сказали, что полностью профинансируют проект.
 - А чего ж ты тогда такой невеселый? Я уже по выражению твоего лица подумал, що все сорвалось.
А я не был невеселый, просто в тот момент до меня дошло понимание того, что игры закончились - теперь все серьезно и вся ответственность лежит на мне.

Получив финансирование, нужно было браться за поиск конкретных исполнителей. Я подготовил чертеж и начал общаться с разными мебельно-деревообрабатывающими фирмами и мастерами. Подробнее об этом я писал еще тогда - поэтому сейчас опишу коротко. Ситуация была такой, что практически каждый потенциальный исполнитель о-о-очень долго не мог посчитать цену, плакался, какая это сложная работа и что на носу лето и долгожданный отпуск. Причем это были как частные мастера, так и большие фирмы. От некоторых после недель ожидания я так и не дождался никаких цифр.
В конце концов мне на ФБ пришло сообщение от человека, который писал, что его знакомый как-раз занимается подобными работами. Я взял контакты этого знакомого, скинул ему чертеж и через несколько дней получил от него цену изготовления лавок.
В сравнении с другими фирмами, которые откровенно тянули резину, такая оперативность подкупала и в общем получалось, что "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет". Впоследствии было проведено несколько общих встреч с ним и представителем ТРК Люкс Илоной Ляшенко, согласованы еще некоторые нюансы, посля чего договор был подписан.


Настало время покупать бетонные кольца, вокруг которых должны были монтироваться будущие лавки. Этот этап состоял из двух основных вопросов - "где покупать?" и "на чем привезти?". И, как это у нас всегда бывает, ни на один из этих вопросов не было простого очевидного ответа. Продукция заводов бетонных изделий при более близком рассмотрении разочаровывала. Например, вот такие кольца изготовляет бетонный завод на Городоцкой. Толщина стенки при номинальных 9 см могла гулять от 6 до 10 см на одном кольце, а диаметр одного кольца в разных направлениях мог отличаться более чем на 5 см.


Но самое плохое - качество торцевой поверхности. Мало того, что она везде была невероятно кривая, так еще и камушки из нее легко можна было выковыривать пальцами. На всякий случай взял счет, украшенный гордой надписью "Міністерство оборони України".


Кольца производства другого завода на ул. Полевой в сравнении с продукцией военного завода показались творением почти немецкой точности. К тому же они оказались немного дешевде, поэтому выбор пал именно на них. Конечно, потом выяснилось, что товарные образцы несколько отличаются в худшую сторону от демонстрационных, но это все-равно было много лучше увиденного в предыдущем месте.


Итак, кольца были оплачены и теперь нужно было забрать их с завода и отвезти к изготовителю лавочек. Нужен был грузовик с манипулятором, чтобы можно было разгрузить тяжелые бетонные кольца на месте. И тут опять все оказалось несколько труднее, чем я представлял сначала. В интернете было полно объявлений "услуги манипулятора", но при обзвоне одни не могли сказать, когда могут браться за работу ("ой, у меня сейчас блоктона с собой нет"), другие никак не могли назвать цену, а некоторые вообще оказались неадекватами, неспособными вести нормальный разговор. Особенно запомнился один мужик, диалог с которым начался буквально так:
- Добрый день. Мне нужно перевезти два бетонных колодезных кольца весом 1300 кг каждое из пункта А в пункт Б. Когда вы могли бы это сделать и сколько бы это стоило?
- Та шо ты сопли жуешь??!! Ты можешь нормально сказать, шо тебе надо??!!
Далее с его стороны последовал набор тупых шуток типа "а откуда я знаю, может тебе девок надо возить?!" и после второй безуспешной попытки начать разговор сначала его пришлось прекратить.
Надо ли говорить, что когда наконец-то удалось дозвониться до человека, который просто назвал цену и сказал, когда сможет выполнить заказ - я был на седьмом небе от счастья? :)

В назначенный день я приехал на завод немного пораньше, чтобы выбрать на складе лучшие экземпляры. Сначала, удивленная моей наглостью, охрана завода не хотела пускать меня на территорию. Когда же таки пустили, пришлось, будто человеку-пауку, лазить с рулеткой по штабелям колец, сложенных друг на друга в 5-6 рядов, с опаской поглядывая в черную пропасть под ногами, стоя на тонкой бетонной полоске. Тут край надбитый, тут трещина, а вот это слишком кривое. А вот это вроде нормальное, только на нем сверху еще 4 ряда лежат, никто его не будет специально для меня снизу выковыривать... В конце концов, таки удалось отыскать два более-менее пристойных екземпляра, которые и были погружены в кузов грузовика.


Кольца были доставлены на место, где вокруг них должны были смонтировать лавочки. Можна было приступать.


Хотя нет, сначала я покрасил бетон специальной фасадной цокольной краской. С этим тоже пришлось немного поволноваться, ведь красить можно было только сухую поверхность, а в те дни как на зло город накрыли затяжные дожди. Утром, когда ехал красить, с опаской поглядывал на затянутое тучами небо, однако дождь так и не начался. А потом и вовсе тучи куда-то уплыли и началась настоящая жара.


Теперь уже ничто не мешало начинать изготовление лавочек. К тому моменту уже были готовы металлические кронштейны и деревянные бруски.


Еще когда подписывался договор, изготовитель говорил, что тут "на неделю работы", поэтому примерно неделю я его не тревожил. А когда спустя неделю начал ему звонить - никто не брал трубку. Так что, после еще почти недели безуспешных попыток дозвониться и узнать текущее положение вещей, пришлось ехать к ним самому. Это было немного напряжно, ведь надо было ехать на другой конец города, а у меня еще было немало другой работы. Когда же я таки приехал, то увидел не готовые лавочки (или почти готовые), а вот такую картину.


Деревянные детали до сих пор не были покрашены, было нарезано и не закреплено лишь несколько сегментов одного сидения и очевидно было, что до завершения работ тут еще как до Берлина раком. На вопрос, почему так мало сделано, работник ответил, что у них очень много другой работы и посоветовал звонить своему начальнику. Телефон начальника снова не отвечал...


Спустя несколько дней их начальник таки перезвонил мне, очень извинялся за затягивание времени, сославшись на занятость с другими заказами, из-за которой нашим лавкам они уделяют только 2 часа в день. Пообещал ускориться. Правда ускорения особо не чувствовалось - готовность постоянно переносилась и в итоге изготовление лавок заняло около двух месяцев.
Тут не могу не вспомнить про еще один спор, который был у меня с изготовителями лавочек. Дело в том, что металлические кронштейны сидения должны были крепиться к бетону сквозными болтами, под гайки которых с внутренней стороны я планировал подложить толстые металлические пластины для укрепления соединения и уменьшения давления на бетон. Когда же я увидел закрепленные кронштейны, то никаких пластин там не было, а были только небольшие шайбочки диаметром 2 см. Выглядело это вот так -


Было очевидно, что под влиянием нагрузок и влаги эта шайбочка будет разрушать бетон и со временем лавка может покоситься или вообще упасть на землю. Но на эти мои замечания мне начали доказывать, что тут все намертво, никуда не денется, а я выдумываю какую-то ерунду. В конце концов, пообещали "что-то придумать". Но не придумали ничего лучшего, чем подложить под верхние болты немного большие шайбы (4 см), а нижние оставить без изменений - "они и так нагрузки не несут". Разговор перерос у спор на повышенных тонах, в котором производители решили просто упереться - тут все надежно, ничего переделывать больше не будем. Аргументы, что потом всередину засыпется земля и сделать что-то будет уже очень проблематично не подействовали.


Но для меня было очевидно, что так оставлять нельзя, так что я плюнул и решил доделать самостоятельно. Тут в третий раз на сцене этой пьесы появляется Левко Стек, который свел меня с чоловеком, у которого инициатива "Дайте пройти" заказывала последние столбики и который изготовил для меня необходимые металлические пластины. Одновременно с подкладыванием пластин пришлось также заменить и болты.Примененные исполнителями болты имели под шляпкой кватрат, на небольших выступах которого фактически висели кронштейны лавок, в то время как головка болта вообще не работала. Взамен них были куплены новые болты, из усиленной стали и гайки с силиконовыми стопорами (чтобы не раскручивались).


В один из дней вместе с отцом поехали к лавочкам, вооружившись гаечными ключами и другим инструментом и перекрутили все гайки. Также подошли помочь еще двое людей, прочитавших об этом в интернете. В процессе работы хорошо было видно, что некоторые шайбочки уже заметно деформировались и гайки раскручивались практически без усилия. В итоге, мы получили вот такую картину.


Тепер уже гайки не опираются на кратеры в бетоне, которые вывалил перфоратор, а целой плоскостью на ровную поверхность. Что не говорите, а так надежнее.


Наконец, лавки были готовы.


Хотя нет. Перед тем, как везти их на место, мы еще покрыли внутреннюю поверхность колец обмазочной гидроизоляцией, чтобы защитить бетон от влаги. Вот, как-раз Левко Стек трудится на фото ;)


Вот теперь уже точно все было готово. Оставался сущий пустяк - поставить наши лавки на место. Для этого нужны были опять-таки манипулятор (чтобы забрать лавки с того места, где они стояли) и автокран, чтобы поставить их на место. Причем с техникой нужно было определяться очень точно, ведь в районную администрацию надо было подавать документы на конкретную машину и водителя для получения разрешения на заезд тяжелой техники в центр города.

Тут-то мне и оказали медвежью услугу столбики, установку которых я когда-то софинансировал. Из-за них установку лавок приходилось осуществлять с дороги, а расстояние там было такое, что грузоподъемности самых распространенных моделей автокранов не хватало. А более мощных кранов было гораздо меньше, к тому же их владельцы не хотели браться за эту работу - кто-то боялся ехать в центр, другие говорили, что заняты.Некоторые не хотели отпускать кран на полдня - "лучше он просто постоит".
Я обзвонил все фирмы со спецтехникой, которые знал, спрашивал у работающих в строительстве знакомых, ездил к шабашникам на кольцевую - все тщетно. Лишь одна фирма вроде-бы соглашалась дать в аренду свой кран, но очень дорого и только после девяти утра, тогда как выгрузку лавок на месте планировалось производить в шесть утра, пока на улице нет сильного траффика.

В какой-то момент я уже всерьез рассматривал вариант срезания нескольких столбиков, чтобы грузовик мог заехать прямо на тротуар и собственным манипулятором поставить лавки на место. Даже встречался на месте з водителем грузовика, чтобы он сказал, как ему удобнее будет туда заехать. Немало удивившись тому, что крановщики не хотят ехать в центр, он дал мне еще пару телефоных номеров, по одному из которых я и вызвонил крановщика, который в конечном итоге поставил наши лавки на место. Перед монтажем крановщик также побывал на месте, внимательно расспросил про груз, померял участок шагами и заверил, что все сделает. Порадовало и то, что он быв готов приехать на место монтажа в шесть утра.

В общем, ситуация с краном наконец прояснилась. А вот с манипулятором, вопрос который я уже давно считал закрытым, неожиданно возникла заминка. Дело в том, что его водитель все никак не мог передать мне ксерокопии своих документов для получения разрешения на въезд. Каждый день я напоминал ему об этом и каждый раз он уверял, что вчера не успел из-за работы, но сегодня уж обязательно привезет... Учитывая прошлый опыт работы с ним и помощь в поиске крана, не думаю, что он морозился - скорее всего действительно не успевал из-за другой работы.

Но для меня это мало что меняло - время шло и неопределенность уже конкретно напрягала. Вооружившись гуглом, начал искать другие варианты и - о, чудо! - почти сразу нашел фирму-перевозчика, с которой очень быстро и легко удалось договориться. Они сразу сказали цену своих услуг и буквально через полчаса переслали по электронке все необходимые для разрешения документы.

День М

Монтаж был назначен на четверг, 15 августа 2013 года. Грузовик-манипулятор должен был приехать на загрузку в 5:30 утра, автокран на место разгрузки должен был прибыть в шесть утра. Примерно в то же время другая машина должна была привезти грунт и саженцы.

Началось. Кстати, водитель второго манипулятора Анатолий приятно удивил новенькой спецовкой, каской и общим профессиональным отношением к работе. По дороге рассказал, что их фирма как-раз специализируется на перевозке негабаритных грузов, за которые не берутся другие. Приятно было сотрудничать. Рекомендую!


Первая лавка занимает свое место на платформе грузовика.


А вот с загрузкой второй лавки вышла заминка - вертикальный брус спинки у нее был прикручен впритык к проушине бетонного кольца, поэтому вставить на место погрузочный карабин удалось только при помощи лома и какой-то матери. Кстати, эти карабины оказались очень удобной штукой - до этого я немного переживал, удасться ли вставить в проушины крюки, не повредив спинку, но все решилось.
"Канал Дискавери - полезная штука!" - с гордостью сказал Анатолий, закручивая последний карабин. Тут я окончательно понял, что имею дело с правильными людьми :)


И вот лавочки уже готовы к дороге.


На улице уже совсем рассвело.


Прибыли на место.


И сразу приступили к разгрузке. Своих фото этого момента у меня нет, потому использую фото с фейсбучной страницы ТРК Люкс.


Немного беспокоился о том, как пройдет монтаж - все-таки полторы тонны на 12-метровом вылете стрелы это серьезно. Но все прошло быстро и гладко. Буквально через 15 минут обе лавки стояли на своих местах. Начинался последний большой этап реализации этого проекта - озеленение.


Тут уже пора вспомнить про еще одного участника реализации проекта, о котором я до сих пор не писал, хотя его работа началась задолго до того, как наши лавочки приземлились на площади Галицкой. Михайло Закопец занимался озеленительными работами - закупал саженцы, организовывал доставку материалов и командовал работниками. Вот он смотрит на нас, на фото в синей куртке :)


Многие интересовались, не забыли ли мы снять плитку под деревьями. Отвечаю - не забыли.


Клены уже готовы к высадке.


Снизу по периметру кольца проложили геотекстиль, чтобы грунт не вылезал на улицу.




И начали засыпать в середину колец грунт.


Чтобы, засыпая землю, не запачкать и не повредить деревянные элементы, их накрыли пленкой.




Перед высадкой дерева грунт утрамбовали.


А вот и клен.


Первый пошел!


Молодой клен на фоне отеля Жорж.


Параллельно процесс снимали для новостного репортажа. Сам репортаж, кстати, можно посмотреть тут (смотреть с 16:40)


Первый клен посажен и теперь та же самая процедура повторяется со второй лавочкой.


Второй пошел!


Первые утренние прохожие начинают обращать внимание на обновку. Некоторые осторожно переспрашивали - "А это теперь тут так и останется?"


Последние штрихи. Земля сверху накрывается геотекстилем.


И засыпаеться декоративными камнями. К слову, эти камни вызвали какой-то нездоровый интерес публики, у которой появилась новая народная забава - раскидывать их вокруг. Похоже, что это место надо будет как-то переделывать.


Первые посетители лавочек сразу стали телезвездами :)


Кстати, лавки моментально стали пользоваться спросом. Работники еще возили тачками землю, а на них (лавках) уже сидели люди - читали газеты, общались с друзьями, пили кофе. Недавно один знакомый написал мне, что его подруга очень удивилась его рассказу о истории появления этих лавочек  - "А разве они тут были не всегда?"


Когда-то пустой кусочек тротуара сразу наполнился жизнью.




Прохожие обращают внимание.




Можна и самому наконец-то присесть :)


Напоследок небольшая порция негатива. Не смотря на то, что прямо возле лавочек поставили новую урну для мусора, обовязательно находятся те, кто бросает мусор внутрь или приклеивает к сидениям жвачки. На форумах появилось немало коментариев, которые указывают на это. Что ж, это жизнь и каждый в этом мире самоутверждается сообразно своему развитию, но я твердо убежден, что ниличие тех, кто лепит жвачки, это не повод не делать город комфортнее для тех, кто это действительно оценит.




Вот так эта идея стала реальностью, превратив пустой кусок тротуара в небольшую рекреационную зону с лавочками, деревьями, мусорником и велопарковкой. Дорогу осилит идущий.

Источник

Сделано с любовью

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: