16 апреля 2017     Автор: Городские проекты

В чем смысл уличных фестивалей



Посмотрите на эти фотографии. На какой из них изображено общественное пространство? Строго говоря, на обеих. Но насколько велика разница между ними! Общественные пространства могу выглядеть по-разному. И это ставит перед нами множество новых вопросов. Какие общественные пространства более привлекательны? Какие из них предназначены для всех, а не только для избранных? И какие из них приносят больше пользы городам, в которых они находятся?



На фотографиях изображено одно и то же место — Южная улица в Филадельфии, вдоль которой находятся многочисленные рестораны, магазины и жилые дома. Снимок слева сделан в типичный субботний день. Улица не выглядит пустой, но в то же время мы не знаем, сколько людей там находится, поскольку все пространство вдоль фасадов занято машинами. Справа — Южная улица 24 сентября прошлого года во время первого фестиваля из серии «Открытые улицы», — «Свободные улицы Фи́ли». Глядя на людей, изображённых на переднем плане, мы видим, что улица живет активной жизнью. Здесь нет уличных торговцев едой — проверенный способ привлечь публику — как на Ночном рынке Филадельфии. Никто не митингует, карнавальных костюмов тоже не видно. Люди просто идут посреди улицы.

В чем смысл этого и других подобных проектов? Зачем выпускать людей на проезжую часть, ведь у них уже есть тротуары? Однако, отдавая улицу целиком в распоряжение пешеходов и немоторизованного транспорта, мы не просто меняем ее функцию —когда люди ходят пешком, они занимаются физической активностью, даже не осознавая этого, они испытывают меньше стресса и имеют шансы прожить дольше. Когда люди идут по улице без страха угодить под машину, они начинают обращать больше внимания на то, что происходит вокруг: на членов своих семей, друзей и соседей; на деревья и цветы, которых они прежде не замечали; на историю города, запечатленную в его архитектуре.



Передвигаясь пешком, люди могу остановиться в любой момент, не беспокоясь о парковке, они могут зайти в любой магазин или изучить меню приглянувшегося ресторана. Разговор по телефону, отправка сообщений и просто прогулка в глубокой задумчивости перестают быть занятием, представляющим риск для жизни. В отсутствие машин воздух становится чище. Когда вокруг не слышно автомобильных гудков, голоса и смех людей звучат громче.



Добавьте к это у какую-то культурную программу, и люди охотно начнут танцевать, прыгать через скакалку, создавать арт-объекты, играть на музыкальных инструментах или просто усядутся, чтобы понаблюдать за происходящим вокруг. Когда вы ставите людей во главу угла, потенциал улицу становится почти безграничным.
Организовав фестиваль «Свободные улицы», Филадельфия примкнула к сотне других городов, устраивающихся аналогичные мероприятия. К примеру, в Нью-Йорке проходит фестиваль «Летние улицы», во время которого каждый август город закрывает для машин Парк Авеню, и ее заполняют десятки тысяч людей. «Открытые улицы» проходят в кенийском Найроби и в индийской Пуне. В Лос-Анджелесе несколько раз в год проводят CicLAvia —мероприятие, которое охватываться множество районов и привлекает сотни тысяч людей. В мексиканской Гвадалахаре каждое воскресенье проходит Vía RecreActiva, а в Сантьяго по субботам перекрывают целую сеть улиц, на которых проводят время до четырехсот тысяч человек. И, наконец, Ciclovía, мать всех подобных мероприятий, которую придумали в Боготе в 1974 году, предполагает перекрытие почти 130 километров улиц, на которых каждое воскресенье проводит время порядка миллиона жителей города.



Хотя все эти мероприятия носят временный характер, они помогают изменить наше отношение к городским улицам. Это живая альтернатива автоцентризму, от которого по-прежнему страдают многие наши города, и опыт использования улиц в качестве полноценных общественных пространств. Чем больше городов вливаются в это движение и чем чаще они проводят у себя такие фестивали, тем большее число людей смогут по-новому взглянуть на свой город. Когда-то идея приоритет пешехода над автомобильным трафиком казалась вздором, но теперь она постепенно становится общепризнанной. Концепция города для машин, с которой мы жили последние сто лет, начинает разваливаться.

«Открытые улицы» позволяют людям провести хотя бы несколько часов в параллельной реальности, где хозяин улицы — человек, а не машина. Эта альтернативная реальность заставляет нас задуматься о том, насколько хорош привычный нам порядок вещей, и показывает, что мир, в котором улицы принадлежат людям, куда привлекательней того мира, в котором мы пока живём.



Новый взгляд на вещи позволяет выйти за рамки временных мероприятий и приступить к небольшим, но постоянным изменениям, имеющим ту же природу, что и фестивали «Открытые улицы». В качестве примера можно привести превращение малоиспользуемых и опасных участков улиц в публичные пространства, расширение тротуаров, организацию безопасных перекрёстков и строительство выделенных велодорожек. Когда пилотные проекты имеют под собой основание в виде успешных разовых мероприятий, их реализация происходит быстрее, обходится дешевле и, что самое главное, воспринимается людьми куда более позитивно, чем дорогостоящие проекты, осуществление которых требует много времени и ещё больше денег.



«Открытые улицы» могут стать хорошей базой для временных проектов, например, экспериментальных велодорожек, а также образовательных программ, разъясняющих новые городские инициативы в транспортной сфере — как в случае с новым лос-анджелесским планом мобильности, рассчитанном до 2035 года. В Миннеаполисе «Открытые улицы» стали поводом организовать выделенный велоперекресток и временные велодорожки. По окончании мероприятия организаторы устроили опрос его участников с тем, чтобы придать этим изменения постоянный характер.

Проекты и акции, представленные в рамках «Открытых улиц», могут получить основательную поддержку. Именно это происходит а Лос-Анджелесе, где CicLAvia служит инструментом для продвижения нового проекта городской мобильности, который должен быть принят в в этом году. СicLAvia охватывает улицы, на которых город собирается развивать велосипедную и пешеходную инфраструктуру. Соединя временные, но интересные акции с долгосрочными планами, пока существующими только на бумаге, города имеют шанс осуществить проекты, результат которых намного превосходит сумму их отдельных частей.

Источник
Перевод Анастасии Ромашкевич

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: