01 июля 2017     Автор: Городские проекты

Концепция «общих улиц» на примере Москвы

Часто при проектировании улиц для обеспечения безопасности стараются максимально разделить потоки автомобилей и пешеходов. Но повысить безопасность можно и обратной мерой: стереть разметку, убрать знаки и оставить участников движения без особого контроля. И как ни странно концепция «общих улиц» и «общего пространства» работает!

Shared street (или shared space); одна из видов улиц с приоритетом пешеходному движению. При этом на такой улице нет тротуаров, либо они в один уровень с проезжей частью, а пешеходы и автомобилисты используют пространство совместно на условиях самоорганизации.

Из-за отсутствия знаков и разметки участники движения действуют на основе зрительного контакта, автомобилисты снижают скорость, чтобы успеть отреагировать на действия пешеходов и других автомобилистов. Пешеходам не обязательно ограничиваться тротуарами, они могут идти в любом месте, и по необходимости пропустить автомобиль. Таким образом, поведение людей начинает диктоваться обычным человеческим взаимодействием, а не искусственным регулированием.



Ряд исследований показывает, что при отсутствии искусственно введенных правил, в виде знаков, разметки, аварийность и количество конфликтных ситуация на дорогах снижается. В Евросоюзе даже есть программа Shared Space, по которой движение в целых городах, хоть и небольших, организовывали по концепции общего пространства. В результате количество ДТП в этих городах снизилось до нулевой отметки.

В больших же городах общие улицы принято разделять на два вида : торговые и жилые улицы. В России, к сожалению, в нормах не существует такой категории улиц, где и пешеходы, и автомобили могут использовать одно пространство для передвижения. Но в реальности shared street образовались естественным путем, как в жилой застройке, так и в общественно-деловых зонах города.

Опыт других городов показывает очевидную пользу от введения таких улиц, например, при введении shared street на Fort Street в Окланде (Новая Зеландия) пешеходный трафик увеличился на 54%, доходы от торговли возросли на 27-439%, автомобильный трафик уменьшился на четверть, дорожная безопасность возросла на 80%.

Мы на примере Палашевского переулка хотим показать, что введение таких улиц возможно и более того необходимо для нашего города.
Фасады домой активны: на первых этажах находится несколько кафе, супермаркет, деловой центр, банк, салон красоты.



Через переулок проходит большой транзитный поток людей, это подтвердило наше исследование. Посчитали пешеходов и автомобили, и выяснили, что пешеходное движение по объему в разы превосходит автомобильное, в вечернее время пешеходов в 15-16 раз больше автомобилей!



И при этом под такой небольшой автомобильный трафик отдано 67% всей территории, почти половина из которой занята под парковку. А такому большому количество пешеходов оставили узкие тротуары, местами всего 0,9 метра.



Поэтому пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть. Это отчетливо видно по следам зимой. Налицо нерациональное использование пространства.



По своим характеристикам Палашевский переулок прекрасно подходит под shared street. Совсем не обязательно перекрывать движение автомобилей по этому переулку. При организации движения по концепции «общих улиц», у редких автомобилей останется возможность выехать на Тверскую, а для пешеходов переулок станет живым, безопасным и привлекательным. Посмотрите как это может выглядеть.

Первое, что нужно сделать - это расширить пешеходную зону, чтобы люди перестали сталкиваться друг с другом и и ходить между запаркованных машин. Конечно эту зоны нужно защитить столбиками, чтобы не было возможности нарушить правила, ведь мы с вами знаем, что люди не идеальны и иногда хулиганят :)



Как вы заметили, тротуар и проезжая часть выполнены на одном уровне, зачем создавать лишние барьеры для пешеходов при таком низком автомобильном трафике?

Траектория для автомобилистов искривлена, у водителя просто не будет физической возможности разогнаться, особенно у входа в школу. Такой простой мерой скорость будет регулироваться и поддерживаться за счет среды вокруг. Не нужно развешивать много знаков и рассчитывать на сознательность и внимательность всех членов движения.



За счет этого искривления создаются небольшие общественные пространства перед кафе, ресторанами и офисным центром. Конечно, пришлось сократить количество парковочных мест с 21 до 12. Но ведь неправильно ради всего 9 автомобилей организовывать неудобные узкие проходы для сотен пешеходов.




В качестве покрытия используется плитка, автомобилист едет более аккуратно, так как находится в непривычной для себя среде. При этом парковки и проезды выделяются цветом или фактурой плитки, поэтому для всех пешеходов будет визуально очевидно, где они могут “встретиться” с автомобилем.
Ну и конечно нельзя забывать об озеленении. Гораздо приятней находиться на улице под тенью деревьев, любоваться кустиками и цветами.

Этот проект мы отправим в мэрию, и надеемся, на улицах нашего города начнут появляться полноценные общие улицы, а в правила дорожного движения внесут соответствующую категорию улиц.

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: