Безопасность начинается не на дорогах, а в головах

4 июля 2018 г.

4

Источник: commondreams.org

Смысл придуманной в Швеции программы Vision Zero (Ноль смертей) можно описать одним предложением: никто не должен умирать в ДТП. Постепенно эта идея распространяется и на другие страны мира, хотя не всегда это идет гладко. Разговоры о безопасности движения часто выливаются в обвинения жертв, рекомендации носить светотражающую одежду и не пользоваться телефоном во время перехода улицы.

В 2016 году вицэ-мэр Торонто всерьез заявлял, что все беды — из-за пешеходов, которые не отлипают от своих телефонов, слушают музыку в наушниках и переходят улицу где попало. И это при том, что власти города формально подключились к программе Vision Zero.

4

Полиция Торонто на месте гибели велосипедиста на пересечении улиц Блур и Сент-Джордж, 12 июня 2018 года. Источник: toronto.citynews.ca

Чиновники вообще много говорят о снижении смертности в ДТП, но зачастую абсолютно не понимают, как это делается. Они забывают о главном — дизайн имеет значение. Эту истину уже усвоили во многих европейских странах, а в Голландии этим принципом руководствуются же несколько десяток лет. Еще в 1980-ые годы полиция Утрехта обнаружила, что меры, направленные на снижение опасных ДТП не эффективны, и сделала правильный вывод: «Если правила не работают, их надо менять». Если водители постоянно превышают скорость, дело не в водителях, а в том, как устроена улица. «Прежде чем штрафовать нарушителей, мы сперва должны понять, насколько их много. Если доля нарушителей велика, штрафы тут не помогут — надо позаботиться о том, чтобы превышение скорости на этом участке стало невозможным», — писали в те годы местные газеты.

Придуманная в Швеции программа Vision Zero основана на том же принципе, поэтому ее реализация требует нового отношения к проблеме летальных ДТП. Надо признать, что человек несовершенен, и никакие правила и штрафы этого не изменят.

4

Акция в поддержку Vision Zero в Нью-Йорке. Источник: vaccaroandwhite.com

В транспортной системе городов Северной Америки, России и других стран, где еще не успели усвоить новые принципы, заложена смертельная опасность. Наши улицы спроектированы так, что провоцируют водителей на риск, который они не могут контролировать. Мы запутались в причинно-следственных связях и обвиняем в трагедии жертву. Мы не обращаем внимание на реальные угрозы, концентрируя все свое внимание на таких мелочах как музыка в наушниках, курение, пассажиры, насекомые и тому подобные вещи. И мы продолжаем ошибаться — человеческий фактор присутствует всегда, 365 дней в году. Эффективная транспортная система должна это учитывать.

Вместо того, чтобы вводить новые дурацкие правила, запрещающие пешеходам писать смски и улучшающие их «поведение», надо смотреть в корень: на дороге нет такой вещи как «происшествие» — есть проблемы, которые надо решать.

4

Шведская статистика показывает эффективность этого подхода: синей линией обозначено число поездок на машинах, а желтой — число жертв дорожных аварий. Источник: visionzeroinitiative.com

Нью-Йорк — один из тех городов, где пытаются серьезно отнестись к идеям, заложенным в Vision Zero. Но при этом там не только пытаются проектировать более безопасные улицы, но и исходят из того, что некоторые люди ведут себя злонамеренно. Например, нарочно нарушают скоростной режим и не смотрят куда поворачивают. Поэтому там снижают скоростной режим и вводят ответственность за его нарушение. Однако это плохо работает — законы не могут заменить хороший дизайн. Доказательством тому фотография этого автомобиля, водитель которого сбил человека насмерть. Трагедия произошла на двухполосной улице, больше похожей на хайвей, но имеющей ограничение 25 миль в час (40 км/ч). При такой скорости риск смерти в ДТП для пешехода составляет 15%. Вопрос в том, с какой скоростью ехала машина? В этом вся проблема — если дизайн улицы позволяет ехать по ней со скоростью 60 миль в час (96 км/ч), так и будет.

4

«Соблюдайте ПДД». Нью-Йорк. Источник: theepochtimes.com

Это в Нью-Йорке тоже понимают, поэтому стараются сделать улицы одинаково удобными для разных участников движения. Например, вам не придется топать километр в поисках места, чтобы перейти улицу — переходы устроены в самых востребованных местах. Планировщики стараются разделить потоки машин, велосипедистов и пешеходов. Оборудуют улицы островками безопасности для удобства маломобильных людей.

Vision Zero требует комплексного подхода. И прежде чем комментаторы обвинят меня в том, что я защищаю право писать смски посреди улицы, скажу, что речь не об этом. Нельзя ввести закон против глупости. Люди пишут смски посреди улицы, люди пишут их за рулем — это происходит постоянно. Возможно, в целях борьбы с этим опасным явлением нам стоит полностью запретить ходить пешком и ездить на машине. Стариков тоже надо запретить — они передвигаются так же медленно, как и тинейджеры, уткнувшиеся в экраны своих мобильников и составляющие в Канаде 65% жертв ДТП. Это полностью соответствует сегодняшнему подходу к организации дорожного движения, когда все силы направлены на то, чтобы водители машин могли добраться до дома на три минуты раньше. Вместо того, чтобы позаботиться о том, чтобы все добрались до дома живыми и здоровыми.


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему