Мы можем отобрать город у автомобилей

22 декабря 2019 г.

С 1920-х годов автомобили значительно изменили способы перемещения людей — неудобство перемещения на дальние расстояния ушло, и появился личный, быстрый и удобный способ добраться из точки А в точку Б. Города начали планировать для автомобилей, а в тех городах, что до этого существовали веками, приспособили для машин старые улицы.

Автомобили и инвестиции в дорожную инфраструктуру позволили людям жить дальше от центра города. Как результат — города расползлись. При этом зависимость людей от автомобилей — серьёзная угроза здоровью населения и окружающей среде.

По оценкам, в мире больше миллиарда автомобилей. Они увеличивают потребление энергии, являются причиной 70% выбросов CO2 в транспортном секторе, а также способствуют ожирению и развитию хронических болезней. Кроме этого, в авариях по всему миру ежегодно гибнут более 1,25 миллиона людей.

Разные города принимают меры, чтобы снизить доминирование автомобилей ради пользы для жителей и окружающей среды. Разумеется, чтобы произошли значительные изменения в проектировании городов и образе мышления людей, нужны десятилетия. Нет такого плана действий, который бы одинаково подходил всем городам, но есть несколько способов, которыми власти могут снизить зависимость людей от автомобилей и вернуть городское пространство пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту.

1. Введение зон без автомобилей или платных зон

Такая мера всё чаще встречается в городах по всему миру. Такие зоны, где запрещено или ограничено использование автомобилей, могут различаться по размерам и своей сути. В центрах некоторых городов, например, Копенгагена и Брюсселя, автомобили полностью запрещены.

Картинки по запросу city car free zone oslo

В других городах введены частичные запреты: например, в Мадриде в центр города могут въезжать только местные жители. Бельгийский Гент вообще практически полностью отказался от автомобилей, а в центре Лондона введён платный въезд — для автомобилей, которые больше загрязняют окружающую среду, или в часы пик.

Для того, чтобы ограничения работали, важно, чтобы власти заручились поддержкой общества. Например, ввести самую крупную зону с платным въездом в Великобритании в Большом Манчестере на референдуме не удалось — против было 79% голосов при явке 53,2%.

В Манчестере многие не поддержали предложения, потому что их недостаточно проинформировали. Возможно, сперва стоит провести эксперимент в меньших масштабах, например, в центре, а затем расширять его на другие части города.

2. Предоставление альтернативы в виде общественного транспорта

Многие люди, живущие в пригородах или на окраинах городов, могут негативно воспринимать ограничение автомобилей — как источник неудобств или даже как потерю свободы. Очевидный способ рассеять опасения — предоставить людям надёжный, гибкий и доступный общественный транспорт.

Должные инвестиции в общественный транспорт в долгосрочной перспективе принесут пользу. Например, существует общий тренд снижения автомобилепользования во многих городах Европы, США и Австралии. Этот тренд объясняется несколькими факторами, в том числе развитием общественного транспорта, ростом цен на топливо и большим количеством пожилых людей, которые меньше водят автомобиль.

Более того, молодёжь не торопится обучаться вождению и реже владеют автомобилями по сравнению с предыдущим поколением (окей, бумер). Если меньше людей будут водить, тем важнее доступность общественного транспорта как для молодёжи, так и для пожилых.

3. Перестройка города

Снижению автомобилепользования поспособствует и работа с базовыми факторами, такими как городское планирование. Нужны более плотные районы смешанной застройки с доступным жильём и качественным озеленением. Нужно дать людям возможность жить ближе к магазинам, рабочим местам и зонам отдыха, тем самым продвигая активные способы перемещения — пешком и на велосипеде.

Есть несколько примеров развивающихся таким образом городов — например, Масдар в ОАЭ и Великий город в окрестностях Ченду в Китае. Там пешеходы и велосипедисты имеют приоритет над автомобилями, идут эксперименты с электро- и беспилотными автомобилями. В таких новых районах все базовые услуги находятся в пешей доступности, созданы безопасные условия для пешеходов и развивается экологически чистый общественный транспорт.

Европейские города, такие как Копенгаген, Амстердам, Мальмё и Утрехт, перераспределяют городское пространство от транспортных средств с двигателем к немоторизованным и инвестируют в новую велоинфраструктуру. Обособленные велохайвеи, соединяющие пригороды с центрами городов, как это годами существовало для автомобилей не должны считаться чем-то невероятным.

без машин

Современная политика городов должна быть нацелена на изменение отношения жителей к своему городу, а также перестройку уже сложившейся окружающей среды. Как у жителей городов, так и у жителей пригородов должна быть возможность пользоваться надёжным общественным транспортом.

Самое главное: люди хотят быть услышанными и участвовать в проектировании изменений, которые напрямую их касаются. Если людям объяснить всю пользу от города без автомобилей, не останется препятствий для возвращения города людям.


Перевод Михаила Чижова. Оригинал.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему