Нужно ли разделять транспортные и пешеходные потоки

20 февраля 2018 г.

Статья «К общему пространству» Бена Гамильтона-Бейли, одного из ведущих специалистов в области концепции «общего пространства», рассматривает существующее положение вещей в городских пространствах, каковы основные положения концепции, и какие проблемы она может решить.

Несмотря на политику властей Великобритании, ориентированную на пешеходное и велосипедное движение, недовольство британскими улицами продолжает увеличиваться. Низкое качество уличной среды оказывает важное влияние на общество, модели путешествий, образ жизни, люди менее склонны тратить время на социальную активность. На нынешних улицах доминируют стандартизированные функции, связанные с обычной дорожной инженерией. Городские пространства сейчас служат двум целям: связанным с движением транспорта, и тем, что связаны с социальным взаимодействием, баланс между ними часто не соблюдается. Подобный порядок вещей не способствует общему здоровью и благополучию.

Более загруженные дороги имеют множество барьеров в виде внеуличных (подземных и надземных) переходов, бордюров, что разрывает городское пространство и изолирует пешеходов друг от друга и от общего движения. Автомобилизация и повышение скорости автомобиля породили необходимость в безопасности и доступности, новых методах и идеях в этой сфере.

Концепция «общего пространства» (Shared Space) требует четкого разграничения понятий «улица» и «шоссе». Транспорт необязательно должен быть удален из общественного пространства, но все большее число примеров показывает, что исключение множества характеристик, связанных с шоссе (разметка, дорожные знаки, бордюры, барьеры) серьезно меняет отношения между людьми, пространством и трафиком. В отсутствие правил и регуляций, водители полагаются на «культурные сигналы» и неформальные социальные предписания. Зрительный контакт становится нормой, и водитель становится частью социального окружения и «контекста» среды.

Политика разделения транспортных потоков предполагает, что риски должны быть сведены к минимуму в целях обеспечения безопасности. Но исследования показывают, несмотря на некоторую порочность утверждения, что риск необходим для создания успешного общественного пространства. Увеличение риска заставляет водителей быть более внимательными и принимать взвешенные решения за рулем.

Помимо этого, определенная доля ответственности лежит на проектировщиках. Улица должна быть спроектирована таким образом, чтобы водители были вынуждены снижать скорость и действовать более осмотрительно.

Концепция «общего пространства», способствующая многообразному использованию территорий для всех видов общественной деятельности, требует отказа от нынешнего принципа разделения. Государству необходимо отстраниться от регулирования и стандартизации движения. Необходимы изменения представлений людей о повседневном движении. Примеры таких изменений, как в Британии, так и в континентальной Европе, ярко демонстрируют, что они не настолько опасны, как мы ожидали.

Автор: Александр Псарёв

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему