Конкурс на разработку схемы линий Московского метрополитена

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы объявляет конкурс на разработку схемы линий Московского метрополитена для размещения на территории ГУП «Московский метрополитен».

Вопрос-ответ   |   Скачать бриф   |   Приложение к брифу   |   Архив логотипов

Вопрос-ответ

В течение срока проведения конкурса участники имеют право уточнить (расшифровать) представленные требования, или пожелания к разрабатываемой «базовой схеме» или иным типам планируемых схем, написав соответствующее письмо на электронную почту mskmetromap@gmail.com с пометкой «Вопрос».

На этой странице мы публикуем ответы на вопросы которые приходят к нам.


Нужно ли заполнять перед отправкой схемы на конкурс какую-либо форму/заявку на участие?

Для участия в конкурсе не надо никаких предвариетльных заявок.
Работы (сами конкурсные макеты) направляются на электронную почту: mskmetromap@gmail.com с пометкой <<На конкурс схем метрополитена>> в срок до 23.12.12. В сопроводительном письме участник конкурса должен указать следующее: <<Согласен на обработку моих персональных данных и публикацию моих данных на сайте, а также в иных средствах массовой информации>>, ФИО/наименование; почтовый адрес, телефон, иную контактную информацию;
То есть ничего дополнительного не нужно.

Просьба уточнить размеры Макета с указанием Ширины и Высоты, отведенной под выполнение дизайна схемы.

Как таковых требований к размеру макета нет, так как полагается что векторный формат позволит гибко изменять макет в зависимости от места размещения. На данный момент есть три основных типа мест размещения схемы в вагонах, в зависимости от модели самого поезда, они описаны в брифе:
"- в работе автор должен учитывать, что <<базовая схема>> будет размещаться в вагонах поездов разных типов, поэтому макет должен быть адаптирован для представления в печати, для следующих размеров:
<<схема с рекламой>> размер 650 на 550 мм.
<<схема увеличенная>> размер 670 на 550 мм.
<<схема уменьшенная>> размер 680 на 300 мм,"
и есть два размера стендов на станциях (для которых предполагается последующая адаптация того же макета):
"<<схема на стене станции>> размер 1000 на 1000 мм и 700 на 580 мм."
кроме того есть требование, чтобы на базе макета в последующем можно было сделать схемы для удобной печати в формате А4.
На сам конкурс вы выдаете макет в электронном виде, в том размере, какой сочтете удачным. Комиссия будет распечатывать его под стандартные посадочные места описанные выше. В итоге, возможно, макет все равно потребуется доработать по замечаниям комиссии.

В задании сказано, что нужно учитывать разные форматы бумаги, на которых будет печататься схема. Но на каких листах будут печатать схемы для показа комиссии?

Мы планировали сделать распечатки на А3 и раздать альбом. Но члены комиссии люди весьма продвинутые и имеющие доступ к полиграфическому оборудованию, так что есть основания полагать, что они будут пробовать разные варианты, учитывая, что макеты в электронном виде им будут переданы в декабре, а финальное заседание пройдет в январе.

“Базовый макет схемы, должен включать станции метрополитена, с названиями и их транслитерацией. ” Можно ли предложить напечатать две разные схемы на русском и английском языке? Или же это жесткое требование и точка?

К сожалению - требование транслитерации именно на одной схеме с русским текстом на данный момент вытекает из политики Правительства Москвы в этом вопросе. То есть в будущем, вероятно, от такого способа представления информации уйдут. Но пока - это обязательное требование.

“Действующие пересадочные узлы, на внешний транспорт, ... железнодорожные станции пригородного сообщения, автобусы-экспрессы (маршруты 901, 902, 903 и 904)” Какие железнодорожные станции имеются в виду: все станции или только те, что расположены близко от станции метро? Почему нужно указывать именно эти автобусы?

Станции электропоездов, которые Московский метрополитен считает пересадочными, указаны в Приложении к Брифу. Данные автобусы выделены ввиду того, что являются новым скоростным видом транспорта (скоростной автобусный транспорт, или BRT), предназначенным для разгрузки линий метрополитена. То есть эти автобусы относятся к системе скоростного транспорта Москвы, также как электропоезда, метрополитен и монорельс. В перспективе к ним добавятся еще и линии легкого рельсового транспорта (LRT или скоростного трамвая) - но пока их в Москве не построено.

“ легенде должны использоваться официальные логотипы видов транспорта” А если логотип Аэроэкспресса не нужен и будет лишним?

Логотипы использовать рекомендуется, но это не является обязательным требованием. Если автор считает, что без использования логотипов легенда схемы будет читаться проще, то можно обойтись без них. Сами же способы проезда в аэропорт должны быть указаны обязательно.

“рекомендуется продумать графическое решение следующих, необязательных элементов: а) нумерации станций метрополитена на всех типах схем.” Я правильно понял, что все станции вместо названий будут иметь только цифры или это на всякий случай?

Предполагается, что вдальнейшем в Московском метро можно будет перейти от системы с транслитерацией к системе цифровых обозначений станций. Однако, так как это перспективная задача, пока сохраняется требование транслитерации и рекомендуется продумать возможности нумерации. В случае использования нумерации станций, на усмотрение автора, линии могут именоваться буквами латинского алфавита, согласно Приложения.

Я предлагаю не мешать латиницу и кириллицу на одной схеме, а вешать рядом две схемы на двух языках. На мой взгляд, это улучшит читаемость схемы и для русскоговорящих, и для иностранных пассажиров. Могу ли я использовать такое решение?

К сожалению требование транслитерации (именно транслитерации) - это требование обусловленное политикой Правительства Москвы. Составители брифа согласны с тем, что это не самое удачное решение проблемы, поэтому для использования "на перспективу" дизайнерам предложено продумать модель с нумерацией станций. Но на первом этапе мы не можем отказаться от транслитерации - это пока был бы слишком радикальный шаг, который мы надеемся реализовать в будущем, используя эту схему в том числе как "мостик" к новым стандартам.

В приведённой в приложении к брифу таблице транслитерации используются апострофы на месте мягких знаков. На мой взгляд, иностранцам это только помешает. Во многих языках вообще нет понятия мягкости (например, в английском), а уж о том, что мы мягкость обозначаем почему-то апострофами (которые обычно обозначают сокращение), тем более никто не догадается. Могу ли я не использовать апострофы?

Да. Таблицы транслитерации были подготовлены Московским метрополитеном, исходя из того, что используется сейчас. Существующая система безусловно не совершенна, и может быть удачно доработана. Поэтому предложения по изменению транслитерации не будут рассматриваться комиссией, как нарушение условий конкурса.

Почему важно именно те машруты автобусов, которые перечислены в приложении к брифу? В чём их особенность? Почему их нет на текущей схеме? Что именно должно быть обозначено в связи с ними?

Перечисленные маршруты - это автобусы-экспрессы, совершенно новый вид транспорта (автобусный скоростной транспорт, или BRT) запущенный в Москве год назад. Эти автобусные маршруты расчитаны в том числе на разгрузку линий метрополитена, которые они дублируют на значительном протяжении. То есть они тоже являются скоростным транспортом Москвы, также как электропоезда, монорельс, метрополитен. Поэтому пересадки на них предложено нанести на схему в вагонах (и добавить в легенду). С апреля 2013 года эти автобусы помимо прочего будут иметь единую систему оплаты с метрополитеном. На схеме, размещаемой на станциях предлагается нанести для них маршрут полностью (так как там менее жесткие требования по размеру и "скорочтению" схемы).
Кроме того на схеме, размещаемой на станциях, предлагается нанести маршруты наземного транспорта связывающие переферийные станции, гарантированным надежным способом. Как пример: 21 трамвай связывает Строгино и Щукинскую быстрее чем поездка через пересадочные узлы в центре города, при этом он трассирован на выделенном полотне и независим от пробок. Информация о таких маршрутах будет полезна пассажирам на станциях, для планирования поездки. Метрополитену это позволит разгрузить пересадочные узлы в центре, и наоборот - дозагрузить самые лучшие маршруты наземного транспорта. Полный перечень таких маршрутов Мосгортранс составляет в настоящий момент опираясь на данные ГЛОНАСС и данные валидации билетов - он будет размещен позднее. Так как схема для станций не является предметом конкурса, мы сочли возможным начать его без представления этого списка, просто указав, что такую возможность надо продумать.
Текущая схема метрополитена является именно схемой того, что подчинено ГУП "Московский метрополитен" - именно поэтому на ней не был учтен интермодальный характер транспортной системы города, и не были нанесены иные виды транспорта. Конкурс на новую схему призван в том числе исправить эту недоработку.

Где взять актуальные данные о загруженности и востребованности монорельсовой дороги? Я слышал от многих москвичей, что реально ей никто не пользуется, что это просто атракцион такой. После этого я убрал её со своей схемы. Почему важно её показать?

Монорельсовая дорога действительно имеет сейчас крайне низкую загрузку. Но уже с 1 января 2013 года она будет включена в единую систему оплаты с метрополитеном, то есть пересадка на нее станет бесплатной, также как между линиями метрополитена. Таким образом Департамент транспорта пытается повысить ее поппулярность и уровень востребованности для пассажиров. В связи с тем, что схема дает пассажирам основные представления о способах проезда по городу, исключение из нее монорельса наоборот бы снизило его востребованность - то есть противоречило бы решаемой сейчас задаче. При составлении брифа рабочая группа рассматривала вопрос о возможности исключения монорельса, но в виду перечисленного, было решено указать его включение в схему, как требование.

«схема уменьшенная» размер 680 на 300 мм - это правильный размер? а то область печати мне кажется очень длинной.

Да - это ширина листа без правил, для вагонов Русич. Однако предполагается что схема будет масштабируема, и что "растягивать" ее никто не будет. Просто, например, можно иначе скомпоновать блок легенды. По сути выбор точных размеров и посадочных мест еще не завершен, а приведенные в задании размеры, даны как справочная информация.

"Автор должен предусмотреть возможность актуализации предлагаемой схемы в соответствии с перспективами развития скоростного транспорта города Москвы (строительством новых линий, станций, организацией пассажирского сообщения по МК МЖД) на перспективу до 2015 года" Приложение не содержит справочной информации о том, какие станции и линии запланированы к введению до 2015 года.

Планы ввода новых станций регламентированы 194 Постановлением Правительства города Москвы от 04.05.2012 года. В соответствии с ним к вводу планируются:
ВВОД 2014 ГОДА
Люблинско-Дмитровская линия / ст."Марьина Роща" - "Бутырская" - "Фонвизинская" - "Петровско-Разумовская"(пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию) - "Окружная" - "Верхние Лихоборы" - "Селигерская"
6 станций
Сокольническая линия / ст."Юго-Западная" - ст."Тропарево" - ст."Румянцево" - ст."Саларьево"
3 станции
ВВОД 2015 ГОДА
Третий пересадочный контур (ТПК) / от ст."Нижняя Масловка" до ст."Хорошёвская"
4 станции
Третий пересадочный контур (ТПК) / ст."Хорошёвская" - ст."Деловой центр"
1 станция
Западный участок ТПК / "Хорошёвская" - "Кунцевская"
3 станции
Планы по МК МЖД можно изучить на сайте проекта http://mkzd.ru/project/
Все эти станции обозначены на существующей схеме, ссылка на которую приведена в Приложении. Однако, учитывая сжатые сроки подготовки макетов, и перспективы активного ввода станций в указанный период, Департаментом транспорта было выдвинуто предложение не требовать от авторов жесткого выполнения этого пункта Брифа, предоставив им возможность самостоятельно оценить пригодность схемы для последующей доработки.

Скажите пожалуйста, есть ли утвержденные официально цвета линий метро Москвы. Если да, то сообщите RGB цвета каждой линии.

К сожалению, на данный момент цвета линий не стандартизированы официально. Поэтому мы рекомендуем опираться на цветовую палитру существующей схемы (ссылка на нее в векторном формате есть в Приложении), но при этом предлагаем авторам самим выбирать точный оттенок соответствующего цвета.

Не очень ясно описаны размеры схем.. Как их понимать?

Все размеры даны в справочных целях. Но так как сейчас видно, что простая выжимка с размерами не очень понятна, то мы решили выложить отдельный файл с более подробным описанием всех возможных размеров и существующих мест расположения схем. Скачать его можно по ссылке: http://www.city4people.ru/metrocomp/size.pdf