Амстердам: война машинам

26 октября 2019 г.

Всем известный факт: в столице Нидерландов машины уступают в популярности велосипедам. Ежедневно примерно две трети передвижений по Амстердаму происходят на велосипедах, а личным транспортом пользуется лишь 19 процентов жителей.

Картинки по запросу varlamov.ru амстердам велосипеды

Однако в городе до сих пор осталось много машин, которые доставляют неудобства остальным. Так, например, орды велосипедистов теснятся в поисках места для передвижения и парковок, чья вместимость ограничена. В итоге с трудностями сталкиваются уже пешеходы, которые обнаруживают, что их пространство заполонили велосипедисты.

Чтобы решить эту проблему и окончательно сделать Амстердам свободным от машин городом, местный законодатель Шарон Дейксма представила ряд ограничительных мер для автомобилистов. Как минимум 10 центральных улиц перестанут быть «транзитными» благодаря одностороннему движению, сужению проезжей части и барьерам. Но амстердамские власти не хотят только запрещать и ограничивать. Толчком к отказу от автомобиля должно стать круглосуточное метро по выходным и бесплатный проезд для детей младше 12 лет — тоже в выходные. Эти новшества появятся в 2021 году. Вместе с этим Городской совет уже размышляет над куда более масштабным планом: не просто ограничить проезд сквозь центр, а запретить его полностью. Есть и еще амбициозные цели, среди которых полный запрет на топливные автомобили к 2030 году, на место которых придут электрокары.

Амстердаму не придется платить огромную цену за будущее без машин. Ключ к решению этой задачи лежит в слове knip — замóк. Он представляет из себя препятствия, которые закрывают маленькие полосы длинной улицы. Большую часть улиц еще можно использовать как пункт назначения, но как сквозные дороги они больше не годятся.

В Амстердаме этот подход уже какое-то время практиковался. Например, сейчас дорога до Центрального вокзала вам открыта, но ехать дальше него уже нельзя — впереди пространство, отданное людям и трамваям. Отныне все больше и больше улиц обретут подобные «замки», а другие ограничатся односторонним движением и суженными полосами. Судя по подсчетам, автомобильный трафик может упасть на 70 процентов.

Если водителям кажется, что это их вытесняют — то, да, так и есть. Это путь к Амстердаму, где к 2030 году жители будут дышать чистым воздухом, но и изменению баланса в дорожной системе, которая остается машиноцентричной даже по нидерландским меркам. В будущем поездки сквозь центр, а не в центр будут запрещены. Контроль за соблюдением этого правила может осуществляться при помощи камер, установленных по периметру центра города. Этот метод уже используется в Лондоне.


Другая обсуждаемая мера — разрешить таксистам въезжать в центр города, но только в том случае, если они едут на вызов или кого-то подвозят. В противном случае, весь центр Амстердама будет заполнен пустыми такси, которые катаются сами по себе.

Важно помнить, что все эти серьезные меры на данный момент остаются возможным планом, а не окончательным решением. Однако они логично вписываются в то, по какому пути шел Амстердам в последнее время. В течение нескольких лет городские власти систематически сокращали парковочные места, а в 2018 году перекрыли основные автомобильные маршруты с востока на запад через центр города. Такими темпами скоро вождение в центре города может превратиться в пережиток прошлого. Возможностей попасть в центр на машине становится все меньше и меньше с каждым годом и месяцем.

Оригинал. Перевод Василия Лужбина.

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить