Результаты исследования пешеходного и автомобильного трафиков на ул. Баранова в Калининграде.

6 мая 2013 г.
Летом прошлого, в период предвыборной "борьбы" Глава Калининграда г-н Ярошук много и подробно говорил о том, что надо сделать наш город удобным и комфортным для проживания. С его уст часто слетала фраза: "Городу нужны пешеходные зоны". В адрес общественных активистов летели тезисы: "Давайте обсуждать. Какие улицы, по-вашему надо перевести в разряд пешеходных?" С разных сторон в его адрес посыпались те или иные варианты. Наша инициативная группа ("Городские проекты Калининград") решила не оставаться в стороне и сделать свое предложение. Мы посовещались и я решил :), что будем выходить и предложением о том, что статус пешеходной зоны надо дать ул.Баранова.

Тут два момента:
1. Почему именно ул.Баранова? Все просто.
Ее все знают, по ней практически все ходят ежедневно, а еще она видна из окон Мэрии, что не мало важно. И самое важное! ВСЕ знают о том, какой пешеходный ад там творится.
Как говориться - без комментариев:
DSC02564

2. ул.Баранова достаточно длинная. Выходить с предложением сделать пешеходную зону на всех протяженности данной улицы - не реально. С начала надо пешеходам "забрать" небольшой участок этой улицы, а потом отжимать дальше.
Протяженность Баранова

Эти два момента и стали основными отправными точками, когда мы решили взяться за исследование данной улицы. Тут надо понимать, что просто так прокукарекать типа: " а давайте сделаем пешеходной зоной Грекова/Соммера/ и пр." - нельзя. При аргументации своего предложения необходимо иметь цифры на руках, которые могут показать реальную картину, позволяющую принять правильное решение.

Тут встал вопрос о том, как нам получить информацию о трафике на ул.Баранова? Правильно, надо провести исследование данного участка улицы, с целью изучения количественных показателей пешеходного и автомобильного потоков.

Методика исследования простая: ведется подсчет людей/автомобилей прошедших/проехавших через данный участок улицы. Данные записываются по каждому часу в течении дня. Подсчет проводился по рабочим дням в промежутке с 8-ми утра до 21-го вечера. Благодаря данному временному параметру, мы смогли отследить дневную динамику потоков.

Человек, проводивший исследование, находился тут (в зеленом круге), благодаря чему можно было отследить перемещение во всех направлениях пешеходных и автомобильных потоков.
Баранова  _ направления потоков

В реальности это выглядело примерно вот так:
z6UKjWeGs9k(на фото: Марина Мусатова проводит исследование ул.Баранова)
Долго ли коротко проводилось исследование - не важно. Важен результат. Итак, дамы и господа, прошу вас ознакомиться с результатами количественного исследования, которые были проведены в августе-сентябре 2012 года.

Итоговые данные:
таблица подсчета

Те же данные в графическом исполнении:
Почасовой график

Полученные данные в виде процентов по отношению друг к другу:

График соотношения трафиков

Что мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем следующее:
gSw0xAlnh_M
Какой можно сделать вывод? А вывод таков: на сегодняшний день, все ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ грустно и печально. И эту ситуацию надо менять. Как? Действуем по принципу демократического централизма - меньшинство подчиняется Большинству. Все гениальное - просто: по ул. Баранова за день проходит пешеходов в 4 раза больше, чем проезжает автомашин, отсюда следует, что улица должна быть отдана пешеходам. ТОЧКА!

Слышу стоны автомобилистов: как же так? А что делать с тем трафиком, который сейчас присутствует на этом участке улицы? Да ничего не делать. Просто закрыть сквозные проезды для машин и все. Уверяю вас, ничего страшного не произойдет. И не надо говорить, что случиться катастрофа. Могу сказать, что мы с вами уже проходило нечто подобно, и что самое интересное -  тут же на Площади. Припоминаете?
DzZv5SkNNQ8

Помните, сколько было нытья по поводу того, что поперечный проезд через Площадь закрыли? Ничего, ездим, привыкли. Так и в нашем случае, недели не пройдет, как все, кто тут ездил, перестроят свои ежедневные маршруты и будут, как и раньше толкаться в пробках, которые ничуть не увеличатся и не уменьшатся от этого. НО, при том, что для автомобилистов жизнь не изменится, небольшой участок улицы станет куда более приятным для огромного количества горожан.

Предлагая изменить статус улицы на пешеходную зону, нельзя просто так сказать: а давайте закроем улицу для авто и все.
На сегодняшний день наш участок выглядит вот так:
a180_baranova_01
На данном участке Баранова, у нас есть несколько проблемных моментов:
- въезд в паркинг ЦТ "Кловер"
Баранова _ 2
- въезд/выезд к гостинице Рэдиссон.
Баранова _ 5
- въезд/выезд к паркингу ТЦ "Акрополь"
Баранова _ 6

Есть проблема, которая должна восприниматься как задача и к ней надо найти решение. Вот, что мы предлагаем:
№ 1
a180_baranova_02


№ 2
a180_baranova_03
№ 3
a180_baranova_04
№ 4
a180_baranova_05
(*примечание.Со стороны п.Победы выезд из паркинга не возможен. Тут должно быть движение только на въезд в паркинг).

Лично мне, больше всего нравиться 3-й, из предложенных, вариант, выбрав который, мы получаем совершенно свободное пространство для пешеходной зоны. А вам какой вариант больше симпатичен?

Технически все выполняется очень просто. Для начала все въезды/выезды в паркинги:
(...вот тут, к примеру)
Баранова _ 1
- поднимаются до уровня тротуара, чтобы машины, при въезде в паркинг понимали, что они едут по "чужой" территории, которая предназначена только для того, чтобы он въехал на парковку.
- В дополнение к поднятому тротуару, въезд/выезд в паркинг необходимо обозначить уличными столбиками с шириной между ними чуть больше ширины самого авто (не более 2 метров). Это обязательное условие, потому что как только сделаешь ширину дороги на две машины, тут же с одного края появятся припаркованные на тротуаре машины. А так (с шириной в одну машину) поставить не получиться, потому как автомобилист понимает, что если он на таком проезде поставит машину, то он тем самым заблокируем весь въезд в паркинг.

Я не стал упоминать технические ворота в здании ТЦ "Кловер", которые выходят на нашу улицу. Сделал это не случайно. Ворота эти используют не регулярно. Это значит, что те, кто пользуется этими воротами могут изменить свой график загрузок/выгрузок таким образом, чтобы осуществлять все необходимые процессы в конкретные часы, например, утроим и вечером.

Когда люди узнавали, что мы предлагаем данный участок улицы отдать под пешеходную зону, высказывали возражения, поясняя их тем, что для пешеходной зоны недостаточно просто закрыть въезд машин. На "правильной" пешеходной улице должны быть обустроены уличные кафе и объекты малой торговли, некий паблик-арт и другие появления уличной активности. Да, все правильно. Но есть одно НО. Для того чтобы появились вся эта уличная активность, необходимо дать место под нее. Но никак не иначе.

Мы никогда не получим никакую уличную активность, в том месте, где для того чтобы пройти группе пешеходов им надо перестраиваться в ряд, чтобы просочиться мимо авто:


Город и бизнес должны вкусить эту конфетку под названием "пешеходная зона" и тогда у нас с вами появятся на каждом углу уличные кафешки,

(это Москва, одна из пешеходных улиц)
и уличные музыканты:
(где-то в Европе)

Это всего лишь некоторые примеры того, как оживают улицы, когда их делают чисто пешеходными. Еще есть "великий и ужасный" Кац, который в недавнем своем посте показал, как меняются улицы Москвы, когда они становятся пешеходными.

Все это есть в европейских городах. Подобные улицы уже стали появляться даже в Москве. Нам же остается только помечать о том, как могли бы быть преобразованы наши улицы:
Баранова_как могло бы быть _ 1
а как сейчас:
Баранова_как есть _ 1
как должно быть:
Баранова_как могло бы быть _ 2
и сравнить с тем как есть:
Баранова_как есть _ 2

P.S.
Что дальше?
Дальше я планирую передать печатную версию данного исследования в Мэрию Калининграда. Если получить, сделаю это в виде презентации. Какую реакцию ждать от чиновников - не знаю. Все больше убеждаюсь во мнении, что нет ничего более непредсказуемого, чем наша Мэрия.
______________________________________________________________________________________________

БЛАГОДАРНОСТИ!

Огромное спасибо ВСЕМ, кто принимал участие в количественно учете людей и машин:
Константин Солдаткин
Ирине Михалевич и "Ко"
Марине Мусатовой

Персональная благодарность архитектору Владимиру Сыроежкину. Это он специально для нас, в свободное от работы время, готовил архитектурные схемы, а так же сделал наброски будущей пешеходной ул.Баранова.

И, конечно же, первоклассный дизайнер Сергей Садов, который сделал чудо-инфографику, посмотрев на которую становится все понятно без дополнительных слов и объяснений.

Оригинал
Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему