Проект маршрута для прогулок с детьми в Щукино

5 июня 2013 г.


Сегодня поговорим про детей. Первая проблема, с которой сталкиваются молодые родители - куда пойти гулять с ребенком? Хорошо, если вы живете около какого-нибудь парка или леса, но большинство жителей лишены такой радости. Каменные джунгли спальных районов не предлагают родителям большого выбора для прогулок. Посмотрите в окно, что вы там видите?

Скорее всего ваш двор полностью заставлен машинами, редкие газоны зимой используются для складирования снега, а летом для выгула собак. В большинстве своем газоны просто обнесены заборами, чтобы туда случайно никто не зашел. Да и газонами это назвать сложно - обычно это просто редко посаженная трава, которую стригут два раза за лето, на которой нельзя ни сидеть ни играть. Скорее всего в вашем дворе есть детская площадка - небольшой участок земли, огороженный заборчиком с набором горок, качелей и парой лавочек. Конечно, первым делом возникает желание куда-нибудь пойти с коляской, где больше зелени, где площадка лучше, где нет собак и машин. Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой - город оказывается совершенно не приспособленным для людей с коляской. Вы этого наверняка не замечаете в повседневной жизни, но стоит взять коляску, как перемещение по городу превратится в испытание. Перейти дорогу по подземного переходу очень сложно, а наземные переходы нерегулируемые и просто опасные, тротуары заставлены машинами так, что по ним просто невозможно проехать и приходится выходить на проезжую часть. А вечером куда-то идти просто опасно, так как дорожки плохо освещены, а детские площадки собирают молодежь, у которой просто нет другого места для распития пива и задушевных бесед под гитару.



У нас, в Городских проектах, есть прекрасный социологический отдел, который постоянно проводит исследования среди москвичей и выясняет их реальные потребности. На основе исследований и знаний наших социологов и экспертов мы предлагаем проекты.

Удивительно, но обычно в городе решения так не принимаются. Обычно все решения по местному благоустройству и инфраструктуре принимаются "на глазок". Смотрит какой-нибудь важный чиновник на двор и говорит: "Как-то мрачно у вас тут все! Покрасьте заборчики в желто-зеленый цвет и бордюры" и по всей Москве начинают красить все в желто-зеленый цвет, так как "жители попросили". Два года назад Собянин сказал переделать все детские площадки в городе. Их действительно все переделили, теперь в каждом московском дворе новая детская площадка. Только никто не уточнил у детей и их родителей, что они хотели бы видеть на этих площадках. В результате в отчетах стоят красивые цифры, а на деле родители своим детям площадки строят сами.

Когда Городские проекты выпустили огромное исследование и проект по потребностям родителей, многие чиновники, которым мы отправили документы, били удивленны. Оказывается родителям нужны туалеты во дворах и парках, фонтанчики с питьевой водой на площадках и нормальное освещение на дорожках. Об этом раньше никто даже не думал и мнение людей, которые ежедневно часами проводят на улице с коляской, не спрашивал.

Результатом исследования стал проект большого 4-километрового маршрута по району Щукино, который мы предложили благоустроить, чтобы там могли нормально гулять родители. Щукино в этом плане мало отличается от остальных московских районов и других городов в России, здесь слабо развита инфраструктура для прогулок с детьми, нет специального маршрутов. При этом потребность в такой инфраструктуре испытывает 3% жителей района! 1 500 человек ежедневно проводит с колясками по 3 часа каждый день. Не замечать и игнорировать этих людей нельзя.

При этом не надо думать, что удобный город нужен только родителям с колясками на 3 часа в день. Пожилые люди (старше 60-65) и молодые родители, а также другие маломобильные группы населения составляют около 28% от всех жителей города, и именно для них должна строиться пешеходная инфраструктура – если будет удобно им, то будет удобно и всем остальным.

Про социологическое исследование уже писал молодой депутат Кац, посмотрите, очень интересно.

На основании социологического опроса мы проанализировали маршруты прогулок жителей Щукино с детьми в колясках, их потребности и предпочтения, выявили наиболее популярный маршрут. В районе метро Щукинская нам показались привлекательными три основных зоны для прогулок с колясками (два парка и набережная). В ходе исследования выяснилось, что 56% процентов опрошенных гуляют с детьми в двух и более зонах, а 44% приходят в парк или на набережную и гуляет там. Это означает, что 56% людей с колясками активно передвигаются по району, а не идут из дома в парк, и им особенно важна хорошая пешеходная инфраструктура.

Итак мы выяснили, что гулять то особо негде. При этом Щукино еще весьма благополучный район по сравнению с другими - очень зеленый, относительно тихий и спокойный. Мы решили, что хватит мамашам с колясками ютиться в своих дворах, заставленных машинами. Пора отправляться гулять по району. Так сказать район посмотреть и себя показать.

Собственно с нормальной пешеходной инфраструктуры и начинается работа над маршрутом. Он должен быть удобным, безбарьерным и безопасным. Очень важно развести пешеходов и автомобили, а последних максимально обезопасить от дорожного шума и грязи.

По маршрутам прогулки родителей все тротуары должны быть отделены столбиками от дороги, чтобы никто не мог парковаться на тротуарах


Конечно, тротуары должны иметь покрытие, по которому будет удобно катить коляску. Покрытие может быть комбинированным. Например, для велодорожки может быть асфальт, а для колясок крупная бесшовная плитка. В отличие от асфальта она не нагревается летом и идти по ней гораздо комфортнее чем по асфальту. При этом, если правильно ее уложить, швы не будут ощущаться ни коляской ни пешеходом.


Вдоль маршрута прогулок нужно установить лавочки. При чем лавочки надо не просто поставить где попало, а защитить их от дороги и других источников шума и опасности, например, зеленой изгородью, кустарником или деревьями.


Какая лавочка вам нравится больше. Та, что выше, или эта:


Конечно, в парках и на крупных детских площадках надо устанавливать туалеты


Туалеты должны быть просторные и с пеленальными столиками. Чтобы в случае чего можно было поменять подгузник ребенку и другие процедуры


Про сами дороги мы уже неоднократно писали. В городе должна быть полностью безбарьерная среда, чтобы и инвалид на коляске, и молодые родители, и пенсионеры чувствовали себя нормально. На тротуарах должны быть пандусы


Вот так, например, должен выглядеть переход через трамвайные пути. Он идеально ровный


Не должно быть нерегулируемых переходов черед широкие улицы. Вы готовы по такому переходу без светофора переходить с коляской?


Ну и конечно, куча мелочей, из которых и складывается ощущение удобного и дружелюбного города












Ежедневно не менее 3 часов по исследуемой территории в Щукино гуляют 1,5 тыс. человек с детьми в колясках. Коляску сложно занести по ступенькам в учреждения обслуживания, её не оставить при входе без парковки, не отойти на большое расстояние на детской площадке, не перенести через яму, проблематично вести ребенка по неровному покрытию без пандусов и опасно переходить дорогу без светофора и крайне неудобно по существующим подземным переходам. Подобная ситуация - с благоустройством территорий для прогулок с детьми в колясках - характерна по всей стране.

На основе наших исследований мы подготовили предложения по организации маршрута в Щукино. Скачать и посмотреть проект можно здесь. На его основе мы можете предложить аналогичные маршруты в своем городе или районе и отправить предложение своему мэру.

Как видно, проект простой, но после его реализации район очень сильно изменится. Родители с детьми наконец смогут нормально перемещаться по району, при этом улучшение пешеходной инфраструктуры важно и для пожилых людей, и для инвалидов.

Вот как будут выглядеть некоторые места в Щукино после реализации проекта:

Авиационная ул.


Двор по адресу М. Василевского ул., 3к1


Картинки зимние, так как проект мы готовили зимой, а для публикации руки дошли только сейчас!

Стоимость такого проекта всего 40 миллионов рублей. Для сравнения маленький сквер в центре Москвы, куда никто не ходит, реконструируют за 50 миллионов. А вместо строительство одного Алабяно-Балтийсного тоннеля можно было бы реализовать 1500 таких проектов: 250 в Москве, 250 в Питере и ещё 1000 в остальных городах РФ. 250 проектов для Москвы, это по две пешеходные зоны в районе, всю Москву бы покрыли.

Обязательно расскажите своему мэру, что для детишек и их родителей нужна нормальная инфраструктура. В своем городе вы на основе нашего проекта можете сделать свой и предложить его городским властям.

Над исследованием работали:
Катя Фефелова – социолог
Оля Висленева – урбанист
Аня Рогова – координатор
Максим Кац - начальник
Антон Марраст - гениальный художник
Илья Варламов - я
Волонтёры Городских Проектов

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить