2019 — год Санкт-Петербурга
Выдвигайтесь в депутаты, чтобы преображать город с нами

Исследование локальных проблем пешеходной среды района Тропарёво-Никулино

30 декабря 2013 г.
Предисловие.

Исследование проводилось волонтерами «Городских Проектов Ильи Варламова и Максима Каца» совместно с Общественной инициативой «Обитаемый Остров».

Цель данного исследования – изучить локальные проблемы пешеходной среды района Тропарево-Никулино.
Задачи, которые перед нами стояли:

— Исследовать внутриквартальный трафик.
— Изучить особенности парковочного пространства внутри квартала.
— Изучить пешеходные маршруты, ведущие от станции метрополитена до жилых домов квартала.

Методы, которые мы применяли: натурные обследования, картирование.
Сроки проведения исследования: 20.08.2013 – 10.10.2013
В исследовании принимали участие: Денис Гуляйкин, Камила Закирова, Кирилл Самодуров, Екатерина Фефелова.

Описание исследуемого участка

В исследуемый участок входит территория, прилегающая к южному выходу из метро Юго-Западная, с северной стороны – ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, с юго-восточной – Ленинский проспект, с юго-западной – проспект Вернадского. К изучаемому участку прилегает транспортно-пересадочный узел, на территории находятся конечные остановки автобусов, троллейбусов, связывающие присоединенные территории Москвы, близлежащие населенные пункты Московской области и другие районы Москвы со станцией метро Юго-Западная. Основную часть территории составляет жилая застройка, промышленных предприятий нет. Дворы исследуемого участка используются автомобилистами, приезжающими из присоединенных территорий Москвы и близлежащих населенных пунктов Подмосковья к метро как парковка и как сокращение пути или объезд пробки.

Исследование проводилось в квартале 44-47 Тропарево-Никулино, образованном на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Вернадского. Прилегающие вылетные автомагистрали и точка пересечения множества маршрутов общественного транспорта сформировали рядом с кварталом крупный транспортный узел, связующий Москву, западные районы Подмосковья и Новую Москву.

Застройка квартала проходила в 70-х годах одновременно с подготовкой к Олимпиаде-80 – один из «углов» квартала занимает гостиница «Салют». На территории опробована экспериментальные методы панельного строительства, которые впоследствии массово используют при строительстве новых районов (Ново-Переделкино, Никулино и др). Важным элементом городской среды в квартале является пешеходный бульвар (неформально жители называют его Бродвеем), проходящий вдоль всего массива застройки. На нем расположены основные магазины, службы быта квартала. Бульвар активно используется в рекреационых целях. Кроме жилых домов есть две школы, детские сады, две АТС, отделение МОЭК по Юго-западному округу.

Основная часть исследования проводилась во дворах квартала, прилегающих к станции метро «Юго-западная», а также вдоль путей транзитного движения автомобилей и стихийных перехватывающих парковок (бульвар, въезды в квартал между домами 125 и 127 проспекта Вернадского и 148 Ленинского проспекта).

Исследование внутриквартального трафика

Трафик внутри квартала является острой проблемой для местных жителей. Каждый день сотни автомобилей пытаются объехать пробки, которые образуются на крупных перекрестках улиц, окружающий район (например, на перекрёстке у метро Юго-западная). Шум, загрязнение воздуха, опасность для пешеходов, помехи для движения экстренных служб - в общем, приятного мало.

В рамках исследования было решено сделать замеры внутриквартального трафика, чтобы оценить, насколько активно квартал используется автолюбителями для транзита, а также оценить популярные маршруты. На основании наблюдений местных жителей было выбрано три предполагаемых маршрута следования транзитного автотранспорта:
— AB - въезд у дома 127 со стороны проспекта Вернадского, выезд на улицу 26 Бакинских Комиссаров у дома 148 по Ленинскому проспекту;
—CD - въезд между домами 125 и 127 на проспекте Вернадского, выезд на Ленинский проспект у дома 156.
—EF - въезд между домами 125 и 127 на проспекте Вернадского, выезд на проспект Вернадского между домами 109 и 111.

На Рис. 1 приведена схема изучаемых маршрутов внутриквартального трафика, буквами обозначены точки подсчета трафика.


Рисунок 1. Схема изучаемых маршрутов внутриквартального трафика.


Замеры трафика проводились во вторник и четверг в часы пик: утром с 8 до 10 часов и вечером с 17 до 19 часов. Измерения проводились двумя исследователями, находящимися в разных точках каждого из участков.Задачей одного из исследователей являлся подсчет количества автомобилей, въезжающий в квартал (точки A, C, E), другой же считал автомобили, выезжающие из района. В протокол учета траффика вносились номера автомобилей (не полностью), время и тип транспортного средства.

Полученные результаты:
— Участок AB (с 8:15 до 9:00):
Въехало 296 автомобилей, выехало 221, транзитный трафик - 17%

—Участок CD (с 17:00 до 19:00):
Въехало 239 автомобилей, выехало 12, транзитный трафик - 4%

—Участок EF (с 8:11 до 10:00):
Въехало 288 автомобилей, выехало 107, транзитный трафик - 2.8%


Как видно из результатов замеров, участок AB является наиболее загруженным из исследованных. Некоторые водители выезжали на тротуар и встречную полосу, создавая аварийно-опасные ситуации и представляя угрозу для пешеходов.

На маршруте CD участок между домами 7к6 и 3к3 после 17:30 стал использоваться для парковки автомобилей, что приводило к заторам внутри квартала, которые в свою очередь мешали проезду спецтранспорта (скорой помощи).

Маршруты были выбраны с учетом наблюдений местных жителей, что не исключает вероятности того, что другие возможные маршруты используются активнее.

Таким образом, исследование показало, что квартал используется для сквозного трафика, который создает дискомфорт для местных жителей.

Предложения

Утром и днём на проспекте Вернадского по направлению в центр перед Юго-Западной зачастую образуется пробка, которую нетерпеливые автолюбители предпочитают объезжать через квартал.

Решением этой проблемы могла бы стать реконструкция площади у метро Юго-Западная с организацией, как минимум, прямого проезда с улицы 26 Бакинских Комиссаров на улицу Покрышкина и обратно (для этого потребуется установить светофор) - тем самым проспект Вернадского в районе указанного перекрёстка освободился бы от излишней нагрузки. К сожалению, сейчас там идет строительство очередного торгового центра, что, безусловно, ухудшит и без того сложную ситуацию.

Маршруты AB и CD, предположительно, используются для выезда на Ленинский проспект в область со стороны Профсоюзной улицы. В пользу этой версии говорит тот факт, что на развязке улицы Островитянова, проспекта Вернадского и Ленинского проспекта такой поворот через правое плечо попросту отсутствует. Желающим предлагается разворачиваться на проспекте Вернадского непосредственно после выезда из тоннеля. Разворот этот чрезвычайно популярен, часто скапливается очередь желающих, но требует долгого ожидания и вообще является небезопасным манёвром.

Конечно, исследуемую проблему необходимо решать комплексно, на городском уровне, с привлечением экспертов, с реорганизацией перекрёстков и развязок, что потребует больших затрат времени и денежных средств.

В качестве временного недорогого решения можно предложить ограничение проезда на некоторых участках, например, между домами 7к6 и 3к3, а также за гостиницей Салют (что исключит сквозной проезд по маршруту AB). Такие ограничения должны учитывать мнения и нужды местных жителей, чтобы не лишать их подъезда к своим домам.

Исследование внутриквартальных парковок

Нехватка парковочных мест актуальна во всей Москве. Но особенно остро эта проблема стоит на территориях у конечных станций метро, которые выполняют функции перехватывающих парковок. Аналогичная ситуация сложилась у метро Юго-западная.

Рассматриваемый квартал сформировался в 70-х годах ХХ века и за 40 лет его планировка не претерпела серьезных изменений. Основной инфраструктурой для парковки и автомобилей в квартале уже долгое время яв-ляются плоскостные гаражи, которые не вмещают весь парк автомобилей местных жителей. Основная масса транспортных средств хранятся на внутридворовых проездах и пешеходных тротуарах.

Помимо местных жителей территорией квартала для парковки пользуются и москвичи из соседних районов, и жители Подмосковья, которые используют территорию, прилегающую к метро, в качестве перехватывающей парковки.

Команда исследования поставила цель выяснить, какова нагрузка на придомовые парковки во время предполагаемой пиковой нагрузки и как на нее влияют автомобили из других районов.

Гипотеза исследования: автомобили не жителей района создают основную нагрузку на придомовые парковки у метро “Юго-западная”.

Условия исследования

Команда проекта решила подсчитать число припаркованных автомобилей после основных суточных пиков передвижения на автомобилях: днем с 11:30 до 12:30 и вечером 21:30 до 22:15.

Для подсчета были выбраны доступные для парковки территории, которые находятся поблизости от метро, но въезд на них не ограничен. Первая зона парковки - дом 111 по проспекту Вернадского, вторая -- дома 7 (корп. 1,2,3) по улице 26 Бакинских комиссаров.

Для проверки и анализа полученных данных аналогичные замеры были проведены в другом конце квартала, отдаленном от метро и предположительно не востребованном для временной парковки в течение рабочего дня. Для этого были исследованы парковки домов 1 (корп. 2 и 3) по улице 26 Бакинских комиссаров и 152 корп. 2 по Ленинскому проспекту. Результаты исследования приведены в Таб. 1 и графически на Рис. 2 и Рис. 3.


Таблица 1. Результаты натурного обследования парковочного пространства жилой внутриквартальной зоны.


Рисунок 2. Натурные данные утренних измерений.


Рисунок 3. Натурные данные вечерних измерений.

Как видно из результатов, нагрузка на число припаркованных автомобилей в дневные часы у метро в полтора раза превышает вечерний показатель. На контрольном участке результаты подсчета утром и вечером практически совпали. Из этих данных можно сделать вывод, что автомобилисты интенсивно используют парковочное внутридворовое пространство для хранения транспорта в течение рабочего дня. Кроме того, парковка на отдаленных участках от метро тоже активно практикуется.

Рекомендации

— предусмотреть удобные перехватывающие парковки у строящейся стан-ции “Тропарево”, которые смогут принять транзитный трафик на себя;
— ограничить возможность сквозного проезда внутри квартала, что сделает неудобным парковку для пересадки на метро;
— повысить эффективность использования территорий плоскостных гара-жей, при условии создания выгодного режима получения машиномест для местных жителей.

Исследование пешеходных маршрутов

Нами были изучены два пешеходных маршрута в Тропарево-Никулино.
Один из них - пешеходный маршрут вдоль проспекта Вернадского от гостиницы Салют до метро Юго-Западная, протяженностью примерно 1,23 км.

На данном маршруте замечено следующее:
— У входа на станцию метро Юго-Западная находится конечная остановка наземного общественного транспорта и пешеходопоток в час пик на данном участке достигает 3460 человек. С недавнего времени недалеко от данного входа прямо на остановке установлена диспетчерская ТПУ, которая является большой помехой из-за своего расположения на самой активной стороне тротуара.


Рисунок 4. Диспетчерская ТПУ у выхода из метро Юго-Западная.

На всем протяжении тротуар находится в неудовлетворительном состоянии. Глубокие трещины и торчащая арматура представляют собой угрозу для жизни пешеходов. В тоже время для удобства маломобильных граждан на пересечении тротуара с проезжей частью обустроены пандусы и уложена тактильная плитка.


Рисунок 5. Неровности дорожного покрытия.


Рисунок 6. Неровности дорожного покрытия.

Движение по тротуару у дома 113 затруднено из-за хаотично припаркованных автомобилей, также посередине тротуара установлена неработающая будка таксофона, которой никто не пользуется. На участке у домов 125 и 127 проход для пешеходов сильно осложнен из-за строительство метро.


Рисунок 7. Препятствия для пешеходов на тротуаре.

На протяжении всего маршрута нет ни одной скамейки, которые смогли бы облегчить преодоление пути людям пожилого возраста и маломобильным гражданам.

Мусорные урны распределены неравномерно: где-то стоят подряд, а где-то их нет совсем. Часть из них выведены из строя и нуждаются в ремонте.


Рисунок 8. Урны на исследуемом маршруте.

Помимо вышесказанного общему восприятию маршрута мешает визуальный мусор, к которому относятся: реклама, массивные, разнокалиберные вывески, граффити и т.д.


Рисунок 9. Визуальный мусор.


Рисунок 10. Граффити.

Второй из изученных пешеходных маршрутов пролегает вдоль улицы 26-ти Бакинских комиссаров от пересечения ее с Ленинским проспектом и до вышеупомянутой станции метро Юго-Западная, протяженность примерно 1,14 км.

Данный маршрут из-за ландшафтных особенностей находится на склоне. На нем было замечено следующее:

— Временной преградой для пешеходов является строительство торгового центра у метро Юго-Западная.
— Дорога от метро идет вверх, куда ведут уродливые пандусы.


Рисунок 11. Ландшафт участка предполагает наличие дополнительных приспособлений для передвижения маломобильных граждан.

— У дома 7к1, где находится парковка, автомобили частично паркуются на тротуаре, что также мешает пешеходам.


Рисунок 12. Парковка на тротуаре.

— Вдоль всего маршрута была обнаружена всего одна мусорная урна, которая находилась в конце маршрута – этим объясняется загрязненность вдоль всего тротуара.

— Также были обнаружены 2 скамейки.


Рисунок 13. Скамейки на маршруте.

Местами на тротуар уложено некачественное дорожное полотно.


Рисунок 14. Неровности дорожного покрытия.


Рисунок 15. Неровности дорожного покрытия.

— Нет единства стиля: с одной стороны дороги может стоять забор одного вида, а на другой уже совсем другой забор, а если пройти чуть дальше, то можно увидеть абсолютно непохожий на два предыдущих забор.


Рисунок 16. Отсутствие единых стандартов благоустройства.


Рисунок 17. Ограждения газонов на маршруте.

— Нет защиты пешеходов от автомобилей, на некоторых участках машины ездят по тротуару.
— Автомобили паркуются на газоне у тротуара, а выезжая с него, оставляют за собой грязь и портят газон.


Рисунок 18. Газон, пострадавший от паркующихся автомобилей.

— Общему восприятию также мешает бытовой и визуальный мусор.


Рисунок 19. Плохое содержание территории маршрута.


Рисунок 20. Визуальный мусор на исследуемом маршруте.

Предложения

— Равномерно распределить и расставить урны и скамейки по обоим пешеходным маршрутам, из расчета 1 лавка и урна на 100 метров пути.
— Ограничить число паркующихся машин, в целях предотвращения пар-ковки на газоне установить столбики, там, где это необходимо.
— Ликвидировать заборы, огораживающие газоны. Вместо них использовать столбики, там где необходимо защита от автомобилей.
— Выровнять и уложить качественное дорожное покрытие (плитку).
— Перенести диспетчерскую ТПУ в сторону от центра тротуара.
— Привести в надлежащий вид фасады зданий, идущие вдоль пешеходных маршрутов.
— Ликвидировать незаконную рекламу (вывески, баннера, штендеры).

Полный отчет исследования локальных проблем пешеходной среды района Тропарёво-Никулино

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить