Смоленск

9 января 2014 г.
Комментарии к посту можно оставить в ЖЖ Вадима — http://v-v-ginzburg.livejournal.com

Если человеку что-нибудь зажать в тисках, а потом немного отпустить, то ему несомненно станет легче. А если зажимал один, а немножко отпустит другой, то даже чувство благодарности может возникнуть. Но системно-то ничего не изменилось, тиски как были так и остались и что-то в них по-прежнему зажато.

В 90-е и 2000-е зажали совсем сильно и жизнь была, конечно, не фонтан, а сейчас в Смоленске покрасили фасады, заасфальтировали кое-где дороги, положили плиточку и вроде как отпустило. И, кажется горожанам, что и мэр вроде молодец, вот подземный, например, переход построил и жизнь стала немного лучше, спасибо ему.

Мне в Смоленске никто ничего не зажимал, так как в сознательном возрасте я в нем не жил. Но в школьные годы я видел этот город каждое лето - меня к бабушке в Смоленск привозили. А вот сейчас мне довелось посмотреть на город через такую подзорную  трубу длиной в 15 лет. Эффекта немного отпущенных тисков я не испытываю и изменения в силу этого вижу острее. Хочу рассказать именно о системных изменениях, которые увидел в городе.

Итак, изменение номер 1: транспорт, дороги и улицы.
В Смоленске была и есть трамвайная сеть. Она живет и развивается в обратную сторону.

График трамвай
(странный выброс в 2003-2004, это какая-то ошибка, но данные такие)

Вот здесь недавно ходил трамвай. Кому мешал?
IMG_6526

И вот здесь ходил
DSCF4818

Он, кстати, здесь был испокон века
406581

Ну совсем
652682

А это главная магистральная улица города - Большая Советская (бывшая Благовещенская и Троицкое шоссе).
IMG_6268

Конечно же, по ней прекрасно ходил трамвай.
266305

Еще в 1901 году (как сейчас помню)
265961

Статистический отчет городской администрации говорит, что 64% пассажиров перевозят "привлеченные перевозчики". На самом деле это низкопроизводительные маршрутки.
DSCF4778

Сами они привлеклись что-ли? Говорите уже нормально не привлеченные, а привлекаемые и не сами, а нами. Вот было бы классно увидеть такое в статистическом отчете гор.администрации:
Кол-во пассажиров


А рельсы стали мешать трамваю ездить. Я вообще не понимаю как он может по такому перемещаться.
IMG_6524


И вообще трамваи медленно вымирают.
Без заголовка

Уничтожением трамваев городские власти обрекают Смоленск на огромные траты в будущем. Доказано множеством городов мира, что рельсовая транспортная система это лучший вариант для города. И в Смоленске она обязательно будет рано или поздно. Вот только создать современную рельсовую систему на базе существующей, даже очень старой, много дешевле, чем строить ее заново - ведь дело не только в самих рельсах, а в том, что нужно будет заново перепланировать улицы и перекрестки, отбивать уже занятую территорию.

Естественно, если:
- Не развивать трамваи, автобусы и троллейбусы;
- Стимулировать поездки на личных автомобилях путем расширения дорог и обеспечения возможности парковаться где угодно;
- Развивать перевозки маршрутками и устраивать конкуренцию между маршрутками и другими видами общественного транспорта,

то загрузка улично-дорожной сети будет меняться: количество единиц транспорта будет расти, а средняя скорость движения падать. Lecture2


Но городская администрация курс менять не любит, не по-смоленски это. Планируют еще построить дорог:
ПланРазвития

Кстати, во всей этой концепции не нашел ни слова про общественный транспорт.

Замкнутый круг, понятный и знакомый любому даже не специалисту, а человеку интересующемуся развитием современных городов.
Плохой общественный транспорт -->  жители пересели в автомобиль --> создали пробку --> еще хуже общественный транспорт (так как стоит в пробке) --> еще пересели на автомобиль -->  остальные сели в маршрутку (она ходит чаще трамвая и в ней тепло) --> еще добавили к пробке и ухудшили общественный транспорт. И тут еще местные власти выкапывают трамвайную линию! Занавес.

Говоря научными словами, произошло увеличение среднего времени реализации транспортных корреспонденций всеми видами транспорта. А выражаясь по-простому, перемещаться по городу стало долго, пробки. А если реализовать планы по расширению дорог, то будет еще дольше. Ведь как только дорога расширяется и пробка хоть чуть становится меньше, тут же радостные горожане, которые еще не пересели в автомобиль - скорее за кредитом на авто.

Сейчас в Смоленске 271 автомобиль на 1000 жителей и рост 8% в год. В Германии, Бельгии, Дании и тп странах 500-550. В Польше, Чехии, Эстонии, Латвии 450-500. Кто-то сомневается, что в Смоленске через 3-5 лет будет 350? Уверен, что уже когда будет 320, город встанет в бесконечную пробку. Независимо от реализации концепции развития до 2025, написанной шрифтом под старину. И пробка будет не потому что жители так уж хотят в ней стоять, а потому что вариантов нет - общественный транспорт-то не везет.
Это понятно, кажется, всем, ну кроме местных властей.

Изменение номер 2: городская среда

Видимо, власти решили сделать заборы визитной карточкой города.
Забор 1

У вас там что, дядя на заборостроительной фабрике работает?
Забор 3

Если уж очень хочется чтобы люди ходили не как им удобно, а где положено, то можно приставить к ним охранника и заставить ходить строем. Это эффективней будет чем заборы-то строить
Забор 4

А то, если им нормально не организовать переходы, они норовят не по правилам ходить, не квадратно. Ну точно охранник нужен, может даже на вышке. Заборы есть, а охранника нет, непорядок.
IMG_6531

А вообще "Для вас Козлов подземные переходы построили!". Да, на одной из главных площадей города, площади Победы, построили переход подземный. Красивый, правда?
IMG_6238

А главное он очень нужен пешеходам. Видите в каком он людном месте: с одной стороны сквер, с другой кинотеатр, с третьей пересадочный узел общественного транспорта.
Переход

Ведь эта площадь принадлежит только 15-20% горожан (кто ездит на личном автомобиле). А остальные должны радоваться за них и лезть под землю.
IMG_6239

Ведь если игнорировать интересы тех, кто на авто не ездит: пожилых, людей с колясками, детей, инвалидов, то Смоленск станет лучше, станет городом для людей!
Вот был у них широкий тротуар, а мы его заменим на подземный переход, пусть автомобильчики быстрее поедут. Кстати говоря, по разным оценкам переход этот обошелся от 50 до 150 млн. руб. Между прочим 3-9 современных низкопольных трамвая!
IMG_6247

Вообще любовь к подземным переходам это какое-то заболевание мэров российских городов. В Смоленске оно в начальной стадии, так что можно попытаться вылечить без особых потерь для города
подземнику_надземнику-2
Извините за качество схемы - это смоленские партизаны выкрали откуда-то.
На схеме написано "подземных и наземных", но наземные в этих местах уже есть, значит планируют или подземные или наДземные!

Предлагаю провести в Смоленске международный симпозиум на тему влияния подземных и надземных переходов на безопасность пешеходов, пешеходную доступность, привлекательность для туристов и бюджет города. Думаю, что местным руководителям города будет полезно послушать.

Продолжаю про изменения в городе. Конечно, хорошо, что в центре отремонтировали здания. В Смоленске много красивых зданий, когда они были обшарпанными, я их и не замечал даже
IMG_6559

DSCF4813

Вот только отремонтированный центр города создает ощущение чего-то не настоящего и искусственного. На всей этой довольно большой территории центра-центра я не насчитал и десятка кафе и магазинов. Ну только пешеходная улица Ленина с магазинами - так она и была всегда пешеходной и с магазинами, сколько я помню.
Центр

Гулять здесь, мягко говоря, скучновато
IMG_6464

Осталось таблички повесить - "руками не трогать" и "ногами не ходить". Кстати фото сделано в выходной день, часа примерно в 3. Более людного места не встречал. Все здания на этой, например, улице отданы каким-то департаментам и коммитетам городской и областной администрации.
DSCF4816

Стоит только зайти во двор, как это ощущение ненастоящести и искусственности усиливается. Так как реальная, настоящая жизнь за углом совсем иная
IMG_6472

Это все там же, в самом центре
IMG_6470

И это
IMG_6474

И вот этот милый дворик
IMG_6475

Вообще дворы Смоленска это отдельная тема. Но я писать про них не буду. Во-первых, эта тема достойна отдельного поста (вообще про дворы в наших городах), а во-вторых, с ними ничего не произошло, они такие и были. А я пишу про изменения (ну фото одного дворика все-таки вставлю сюда):
IMG_6216

А среди изменений есть вот такие. Это улица Тимирязева. По мне так отличная улица. Я бы денег выделил жильцам, что бы они сохраняли исторический облик улицы. И всякий туризм сюда привлекал.
Тимирязева

Но, видимо, в администрации города считают, что это не по-смоленски, пусть там в своих европах так делают. А мы сделаем вот так. Так ездить быстрее.
тимирязева 2

Следующим шагом будет забор высотой 3 метра вдоль всех домов. Кончилась улица.

Таких улиц с настоящей брусчаткой в Смоленске было много. Сколько осталось не знаю. Вообще стремление все сделать ровно-аккуратным и безжизненным в Смоленске стало каким-то уж очень сильным. Вот, например, набережную строят:
IMG_6302

Душа поет у полковника сухопутных войск! Вы там парады на День Победы собрались репетировать что-ли?
IMG_6288

Что людем-то делать на этой набержной? Тут же ничего нет!
DSCF4796

А на самом-то деле в Смоленске полно мест, которые можно было бы сделать и для жителей и для гостей по-настоящему интересными, которые хранили бы своеобразие города, делали бы его интересным и самобытным. Например, вот такая улица Войкова (чтоб его), бывшая Большая Воскресенская:IMG_6362

На ней сохранилась брусчатка:
IMG_6358


И планетарий в здании старой церкви
IMG_6345


Вот она летом. Ну замечательно же.
БВоскресенская

Впрочем, это всё не изменения. И улица и планетарий были давным давно.

Видимо, не по-смоленски, развивать и поддерживать такие улицы. А по-смоленски, значит, строить архитектурные шедевры модели "Альтаир"
IMG_6542

И вот такие, модель "Аренда". Их в городе десятки и все называются "Аренда":
IMG_6492

И вот так вот украшать здания рекламой. Красотища! Так и хочется зайти....
IMG_6521

Еще из изменений: в Смоленске научились отлично парковаться:
IMG_6505

И вот так:
IMG_6538

И вот, проведя несколько дней в городе детства, хочется сказать такое:
Дорогие руководители города - многочисленные главы администрации, мэры, губернаторы, кто там еще у вас есть. Вы конечно очень гордитесь, что построили спортивные комплексы, школы, покрасили здания в центре. Но к настоящему управлению городом это имеет очень отдаленное отношение. Мне кажется, что вам не хватает базовых знаний как развивать вверенную вам территорию города.
Вы почему-то считаете, что если эту очень дорогую (не по стоимости кв.м., а по значимости) территорию заполнить автомобилями, торговыми центрами, дорогами, безжизненными набережными, если заборами ограничивать людей в их естественном стремлении ходить пешком и загонять их под землю, если уничтожать, не вами созданную инфраструктуру общественного транспорта - рельсы, если попустительствовать хамскому поведению паркующихся на тротуарах, если строить здания, пытаясь сделать пародию на Лас-Вегас, если асфальтировать брусчатку старинных улиц, если строить дешевейшее жилье, которое через 10 лет станет никому не нужным и огромные кварталы с низкой транспортной доступностью, в которых людям нечего делать, кроме как смотреть телевизор и спать, то все это приведет к тому что город будет удобней для людей! Вы где это прочитали? В каких учебниках, на каких курсах по городскому муниципальному управлению вам это рассказали?

И дорогие жители Смоленска, не обольщайтесь на счет плиточки, нового торгового центра и спортивного комплекса - ваше кое-что по-прежнему в тисках, вам только чуть отпустили. Ваш город совершает ошибки, которые другие города совершали 50 лет назад, давно одумались и исправились. И отвечать за эти ошибки и исправлять их не вашему мэру и губернатору, а вам и вашим детям.

Спасибо Евгению Пленкину  и "Движению "Свобода" Смоленск" за помощь в подготовке поста.

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить