Велосипедный мозговой центр: Вена и Берлин - сказка о двух (велосипедных) городах

21 января 2014 г.
Этот пост, подготовленный Вет Саван, старшим исследователем велосипедного мозгового центра г. Торонто, является частью партнерской программы Spacing и велосипедного мозгового центра г. Торонто при университете Торонто.



О Европе со своей плотной застройкой, высокими ценами на бензин и кофейной культурой мы думаем как об удобном месте для велосипедных прогулок. Там имеется много велосипедных дорожек, большое количество женщин и мужчин разных возрастов на велосипедах, при этом они чувствуют себя достаточно безопасно, поскольку редко одевают шлемы.

Однако во время своего недавнего визита я увидела, что эти вещи, вызывающие зависть, не помогают понять европейский велосипедный образ жизни, поскольку нельзя применять один и тот же подход к езде на велосипеде в разных городам или странах. Результатом будет разнообразие подходов, каждый со своим процентным соотношением типов езды на велосипеде. В то время, как количество людей, использующих велосипед в Европе выше, чем в Северной Америке, у нас есть хорошая возможность понять, как построить города, дружелюбные к велосипедистам.

Когда в своих путешествиях я смогла сравнить Берлин и Вену, то обнаружила много сюрпризов, которые никак не ожидала. Первым сюрпризом стала моя любовь к Берлину. После одного или двух дней на велосипеде я поняла, что нашла свой велосипедный рай. В городе, который активно перестраивается и с таким количеством строек, которые даже и не снились жителям Торонто, велосипедисты, пешеходы, трамваи, автобусы, автомобили и поезда вежливо и с толерантным отношением к друг другу ездят по дорогам. Я думаю, что это не должно вызывать удивление.

Для большого города с плотной застройкой (3,4 миллиона жителей в 2010 году), с жилыми домами высотой в 6 или 7 этажей в качестве нормы, с коммерческими и деловыми зданиями, разбросанными по всему городу, передвижение на велосипеде является самым быстрым и приятным способом для посещения мест, находящихся в пределе досягаемости. Велосипеды можно увидеть везде, причем их модели такие же разные, как и их владельцы - это могут быть велосипеды с фиксированной передачей, необычные городские и горные велосипеды, мощные стальные городские велосипеды с плоскими шинами, которые отлично справляются с тонкой трамвайной колеей. Мы видели, как на велосипедах по городу разъезжают и стар и млад, бизнесмены в костюмах и еще много других людей. Велосипеды можно арендовать в гостиницах, кафе, на уличном углу и у городской велосипедной системы. Но это еще не все! Если вы купите в магазине Freitag сумку из переработанного материала, то можете воспользоваться велосипедом с фиксированной передачей во время вашего пребывания. В большинстве случаев велосипедисты передвигаются достаточно медленно. В любом случае, никто не ездит очень быстро. У машин, трамваев и автобусов ограничение скорости движения в городской черте - 30 км/час и 50 км/час - на автомагистралях. Так что когда на узком участке дороги, ограниченном строительными лесами, образуется достаточно плотное движение, вы все равно будете чувствовать себя в безопасности. Большинство людей не одевают велосипедные шлемы, и я не чувствовала себя некомфортно, как это было бы дома.



Почему так приятно ездить на велосипеде по Берлину? Во-первых, из-за наличия строгой иерархии правил и инфраструктуры. У более широких дорог имеются параллельные полосы, преимущественно на тротуарах с отличающимися покрытием или окраской и четкими правилами пересечения перекрестков.
Менее крупные дороги приближаются к состоянию хаоса, в котором каждый пытается добраться до места назначения как может. Во время езды люди кричат на пешеходов, велосипедистов, на трамваи и автомобили - именно в таком порядке. Так что если велосипедист сделает неправильное движение на дороге или пешеход зайдет на велосипедную дорожку, это не создает проблемы, поскольку другие участники дорожного движения могут справиться с этим.
Во-вторых, общественный транспорт удобный и хорошо развит. В его состав входят метро, с наземным линиями, которые включают в себя местные и экспресс маршруты, трамваи с двумя или тремя вагонами, а также автобусы, которые соединяют все вышеперечисленные виды транспорта. Доставки производятся велосипедами также, как и минивэнами; люди много ходят пешком. Процентное соотношение перемещений на общественном транспорте (26%) и пешком (29%) оставляют 13% на перемещения на велосипеде, что является очень хорошим показателем. Остальные 32% перемещений производятся на автомобилях. В конце концов, большое количество велосипедных парковок на транзитных станциях свидетельствует о популярности перемещений на различных видах транспорта при езде на длинные расстояния. Это волшебное соотношение очарует вас.

Следующий отрезок моего путешествия был не менее удивительным. Вена, город с населением в 1,7 миллиона жителей и 1 200 километров велосипедных дорожек и двумя городскими велопрокатами, управляемый альянсом партии зеленых и социальных демократов, должен был стать идеальным городом для езды на велосипеде. Однако это было шоком узнать, что велосипедной инфраструктуре еще не хватает очень многого.

Городские власти улучшают инфраструктуру к предстоящей в середине июня конференции Velo-City и наплыву около 1 200 велотуристов со всего мира. На улучшение инфраструктуры и проведение сопутствующих мероприятий брошены все силы: ярко выкрашенные белой краской полосы и логотипы, указывающие велотуристам их месторасположение, счетчик велосипедистов на центральном перекрестке с круговым движением, выставки велосипедного искусства, показ мод и концерт звуков велосипедных звонков.
Делегатам конференции были выданы бесплатные велосипеды и карты велосипедных маршрутов с указанием существующей сети велодорожек, тротуаров и шоссейных дорог с совмещенными велосипедными дорожками.



Но несмотря на количество велосипедов (их доля составляет 5%), километража дорожек на душу населения, передвижение на велосипеде по Вене не составляет большого удовольствия. Водители ездят очень быстро, пешеходы с неохотой делятся пространством на совмещенных дорожках.

Несколько раз на меня кричали пешеходы, другие велосипедисты и водители за какие-то неведомые нарушения неизвестных правил. Велосипедные дорожки часто прерываются пешеходными дорожками, что часто приводит к растерянности и конфликтам. Очевидно, что эти велодорожки были интегрированы в тротуары, очень часто с крутыми поворотами, из-за которых велосипедистам приходится поворачивать под очень крутым углом или уменьшать скорость.

Совмещенные дорожки для велосипедистов и пешеходов размечены таким образом, что часто приходится передвигаться слаломом. Как мне сообщил адвокат по велосипедным авариям во время проведения нашего тура по велосипедной инфраструктуре, столкновения происходят достаточно часто. Из-за этого часто происходят судебные разбирательства.
У меня сложилось впечатление, что эта инфраструктура стремится загнать каждого участника движения в маленькое пространство, при этом каждая категория участников движения не терпит другую.

Какой опыт мы можем перенять для наших канадских городов? Главным уроком являются толерантность и цивилизованность. Социально приемлемые совмещенные пространства (с соответствующими правилами, дорожными правилами и ограничениями скорости) на узких дорогах или тротуарах имеют больше преимуществ перед узкими отделенными велодорожками; кроме этого, следует избегать очень крутых поворотов.

Отдельная инфраструктура может быть замечательной вещью для велосипедистов - но только, если все сделано правильно - все отделенные полосы не одинаковы. Кроме того, необходимо постоянно напоминать о преимуществах езды на велосипеде перед автомобилистами, стоящих на перегруженных дорогах и забитым общественным транспортом.

Большее количество велосипедистов сделает езду по городу более приятной и эффективной. Мы все в этом вместе. Все способы перемещения должны хорошо сочетаться между собой для выбора наиболее приемлемого способа перемещения для каждой конкретной поездки. Большее количество велосипедистов на наших велосипедах означает больше места для других, и будет способствовать не только уменьшению нашего общего налогового бремени на здравоохранение, поддержание дорог, приобретение парка общественного транспорта, но также увеличению прибыли различных предприятий, находящихся вблизи велосипедных дорожек. Еще более важным является тот факт, что большее количество велосипедистов означает повышение уровня безопасности, поскольку при увеличении количества велосипедистов количество аварий уменьшается.

Мне даже не нужно говорить о том, что я вернусь в Берлин на более длинный срок. Мне еще раз захочется насладиться не только искусством, музыкой, отличном едой и кафе, сказочным дизайном и архитектурой, но также и развитой велосипедной культурой, в которой два колеса считаются естественным компонентом очень живого города. Возвращение в Вену будет не таким легким, даже несмотря на отличные венский шницель и выпечку!

Спасибо за перевод Константину Шарыпкину
Источник

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить