Дороги — пешеходам!

7 октября 2015 г.
Автомобиль больше не король улиц. Большие и малые города Европы организуют пешеходные пространства и развивают общественный транспорт. Выигрывают от этого все — и природа, и люди, и бизнес.



После многих лет безраздельного господства машин, европейские города разворачиваются лицом к пешеходам и стараются вывести автомобильные потоки со своих центральных улиц. Сама по себе «пешеходизация» городских пространств — не новость. Но сейчас это явления принимает невиданные прежде масштабы. В начале июля 2015 года Брюссель закрыл для машин одну из главных улиц, отдав часть городской территории во власть пешеходов, велосипедистов и многочисленных поп-ап проектов: уличных библиотек, театров и детских площадок.

В Париже мэр Анна Идальго ведет планомерную войну со старыми, загрязняющими воздух машинами, параллельно расширяя зону, в рамках которой установлен строгий скоростной лимит. Мэр также хочет отдать пешеходам Левый берег Сены. Новый генеральный план развития Мадрида предполагает превращение загруженного машиной центра в пешеходный рай, а Дублин планирует в течение двух лет полностью запретить машины и стать самым пешеходным городом Европы. На путь устойчивого транспортного развития встал Милан, центр которого станет более удобным для велосипедистов и пешеходов. Начиная с 2012 года пробки в итальянской столице моды сократились на 30%.


Во многих городах жители встречают подобные меры с недоверием, опасаясь ухудшения транспортной обстановки на улицах, прилегающих к пешеходным зонам. Но опыт финского Каяани, английского Вольверхэмптона и немецкого Нюрмберга, уже проделавших этот путь, показывает, что все не так страшно. На начальном этапе пробки действительно растут, но затем обстановка нормализуется, так как водители меняют свои транспортные привычки и находят для себя новые маршруты.

В идеально ситуации меры по деавтомобилизации (создание пешеходных зон, плата за въезд в самые популярные районы, налоги и плата за парковку) подкрепляются вложением дополнительных средств в развитие общественного транспорта. Европейская ассоциация общественного транспорта (UITP) предлагает к 2025 году удвоить долю общественного транспорта по сравнения с показателями 2005 года. При таком подходе люди, отказавшиеся от машины, не будут испытывать никаких неудобств. Наоборот — перемещаться по городу станет удобнее. Городам нужны новые линии общественного транспорта, дополнительные автобусы, троллейбусы и трамваи, новые велодорожки и мобильные приложения, которые сделают поездки на общественном транспортом еще удобнее.



Многие города как раз и движутся в этом направлении. Дублин инвестирует в скоростные автобусы, Мадрид расширяет полосы для общественного транспорта, в Брюсселе хотят построить 80 км велодорожек. Но при этом не стоит надеяться, что в «пешеходизированных» городах машины испарятся сами собой. Города по-разному решают эту проблему. В Брюсселе строят подземные парковки у границ пешеходной зоны, однако эта инициатива не по нраву местным жителям. В Мадриде пошли другим путем — лимитируют машиноместа при зданиях в центре и избавляются от парковок, находящихся на балансе у города. А в Копенгагене вдобавок к ограничению числа паркомест установлены довольно высокие тарифы на парковку.

Что же города и их жители получают в замен? Помимо очевидных выгод в виде улучшения экологии и здоровья людей, появление пешеходных зон способствует росту социальной активности и стимулирует экономику. Как показывает недавний отчет UITP, чем лучше в городе развит общественный транспорт, тем меньше территория, которую занимают транспортные системы. А значит, в нем остается больше места для других жизненно важный функций, в том числе, и для бизнеса.

Не стоит думать, что нынешний пешеходный тренд разом сметет автомобили с лица земли — в ближайшие годы никуда они не денутся и будут оставаться важным элементом транспортной системы. Задача в другом: убедить горожан, что личная машина — далеко не единственный и не всегда самый лучший выбор. Новые пешеходные зоны в европейских столицах показывают, какими могут стать наши города в будущем.

Оригинал
Перевёла с английского Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить