Идём на выборы в Мосгордуму!
Нужны сборщики подписей. Записывайтесь!

Как отучить людей от машины

15 января 2016 г.


Кен Джинос работает в североамериканской штаб-квартире Панасоника, расположенной в штате Нью-Джерси, в течение 25 лет. Первые 23 года он почти каждый день ездил на работу на машине. За это время он успел несколько раз переехать, но на его привычку всюду ездить на автомобиле это никак не повлияло. Иногда он предпринимал попытки добраться до работы на поезде, но шаттл, курсирующий между офисом и ближайшей к нему станции Сикокус Джанкшн, ходил не регулярно. Упустив 9-часовую маршрутку, Кен был вынужден звонить коллеге, чтобы тот подвёз его на своей машине.

Все изменилось в 2013 году, когда компания переехала в Ньюарк. Теперь Джинос регулярно добирается туда на общественном транспорте. Он купил айпад, чтобы в дороге почитать свежие новости на сайте Волл Стрит Жорнал и просмотреть почту. «Это отличный способ начать день, — говорит он. — Хотя, должен признаться, это стало для меня неожиданностью, поскольку я всегда считал, что машина даёт свободу». Джинос явно не в одиночестве. После переезда число сотрудников Панасоника, которые добираются на работу на личной машине, снизилось с 88 до 36%, а доля тех, кто ездит на общественном транспорте, выросла с 4 до 57%.

В среднем по Ньюарку доля пользователей общественного транспорта составляет 26%, и это один из лучших показателей в США. Томас Маршвински, бывший сотрудник транспортного департамента штата Нью-Джерси, который как раз занимался этими подсчетами, говорит, что не припомнит другой компании, которой удалось столь резко изменить привычки своих сотрудников. «Я и мечтать о таком не мог, — признается он. — Это очень впечатляющий результат. Другие компании остались далеко позади».

Что же случилось с сотрудниками Панасоника?
Важную роль сыграло местоположения нового офиса — приезжающие на поезде сотрудники могут попасть к себе на рабочее место, даже не выходя из здания вокзала Ньюарк-пенн-стейшн. Но дело не только в этом. Маршвински Указывает на три других фактора.

Бонусы для пассажиров общественного транспорта
Панасоник предоставил своим сотрудникам 50-процентную скидку на покупку проездных. Для работников такая льгота выгодней, чем просто прибавка к жалованию или получение налоговых вычетов. Вместо того чтобы агитировать в пользу общественного транспорта на словах, руководство компании стимулирует сотрудников рублем. Точнее, долларом.

Рыночные цены за парковку
Практика показывает, что льготы для пассажиров общественного транспорта не работают, пока в компании есть бесплатная парковка. В Панасонике решили покончить с этой практикой. Кто хочет оставлять машину у офиса, платит за это полную цену — набирается 180-200 долларов ежемесячно.

Работа с персоналом
Подготовка к переезду шла два года. Сотрудников сразу оповестили о том, что транспортная политика изменится и привлекли местный департамент транспорта к тому, чтобы предложить людям удобные варианты использования общественного транспорта. После переезда на станции дежурили «транспортные посланники» — специалисты, попавшие сотрудникам компании выбрать нужный маршрут. В Панасонике учли, что переезд — лучшее время для выработки новых транспортных привычек, и очень умело этим воспользовались.

Транспортная система штата тоже выиграла от этой истории, поскольку число пользователей ОТ заметно выросло и транспортники смогли увеличить выручку, не поднимая тарифов.

Почему же другие компании не следуют примеру Панасоника? Маршвински считает, что помимо объективных причин (например, стоимость льгот для работодателя) сказывается сила инерции — в некоторых компаниях бесплатная парковка — это «священная корова». В случае с Панасоником сыграло свою роль и общее стремление компании стать более «зеленой» — новая транспортная политика отлично укладывается в это концепцию. Сейчас руководство фирмы ставить пред собой цель увеличить долю поездок на общественном транспорте до 75%.

Что касается Джиноса и его коллег, то им достаточно выглянуть в окно офиса, чтобы убедиться в преимуществе своей новой привычки: с одной стороны, они видят стоящие в пробке машина, с другой — резво бегущие по рельсам электрички. Несложно догадаться, что им больше нравится.

Оригинал
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить