Девять способов уйти от власти машин

24 февраля 2017 г.
Если вы хотите пересадить людей на общественный транспорт, прекратите расширять дороги

Впервые я задумался об этом несколько лет назад во время поездки в Денвер. Чтобы протолкнуть строительство легко-рельсового транспорта, там было решено одновременно расширить один из фривеев. Это решение в духе «и в Африку съездить, и на елке покачаться». Потом люди начинают удивляться, почему в общественном транспорте не прибавилось пассажиров. Да потому что вы продолжаете стимулировать поездки на автомобилях. Вы можете добиться кое-какого прогресса, но это будет два шага вперёд, один шаг назад.

Чтобы стать городом с успешной мультимодальной транспортной системой, надо не только что-то делать, но и кое-чего не делать. А именно — не расширять дороги. Делать проще, чем не делать. Вы строите новую велодорожку и устраиваете церемонию с перерезанием ленточки. Прекратить совершать ошибки гораздо сложнее. Но если вы попытаетесь усидеть на двух стульях, успеха не добьётесь.



Надо не «балансировать» разные виды транспорта, а точно расставить приоритеты

Когда в 1997 году в Ванкувере приняли новый транспортный план, там не было ни слова о «балансе». Речь шла о расстановке приоритетов: сперва пешеходы, на втором месте велосипедисты, на третьем общественный транспорт, затем грузовые перевозки, и только потом — частные машины, которые чаще всего везут всего одного человека. Мы не запрещали машины, мы просто поставили их на последнее место. И благодаря этому передвигаться по городу стало проще. Если вы проектируете и строите мультимодальный город, жизнь становится лучше для всех, включая водителей.

Задумайтесь, что такое «баланс». Давайте представим себе, что баланс — ваша цель. А теперь вообразите стометровую дистанцию, где автомобиль стартует с отметки 90 метров. Это текущая ситуация в наших городах. Если вы стремитесь к балансу, вам нужно серьёзно пересмотреть приоритеты, чтобы добиться хотя бы паритета.

По поводу расширения фривея I-70

Независимо от того, можно или нельзя остановить это строительство, важно говорить о том, что это ужасная ошибка, которая не должна повториться. Если вы сфокусируете сегодня на требованиях построить вдоль фривея велодорожку или организовать рядом с ним парк, местный или федеральный департамент транспорта решат, что строить фривеи в городах — нормальное дело, достаточно приукрасить их какой-то более человечной инфраструктурой. Чтобы власти действовали правильно, надо продолжать борьбу.

Если вы хотите посадить людей на велосипеды, не медлите со строительством велодорожек

Давайте перестанем обсуждать, что круче — машина или велосипед, и поговорим о том, что лучше для наших городов. Одна из ошибок, которые мы допустили в Ванкувере, — это слишком медленное строительство велоинфраструктуры. Каждый раз, когда мы открывали новую велодорожку, я выходил к прессе, чтобы ответить на вопрос «Где же велосипедисты?». Я говорил, что сеть ещё не закончена. Потом мы строили ещё одну велодорожку, и история повторялась.

Сейчас в Ванкувере достаточно выделенных велодорожек, и число велосипедистов растёт, но мы шли к этому целых десять лет, сталкиваясь с неприятными вопросами, которых бы не возникало, если бы мы действовали не так медленно.

Если вы заинтересованы в том, чтобы увеличить долю велопоездок, вам нужно оперативно строить выделенные, защищённые велодорожки. В противном случае у вас ещё долго не будет аргументов, убеждающих людей в том, что это хорошая идея.



Не надейтесь на технику

Технологии нас не спасут. Я не имею ничего против беспилотных автобусов, которые хороши во всех смыслах, беспилотных автомобилей, по поводу которых у меня есть кое-какие сомнения, и других технологических инноваций. Но они уводят разговор в неверном направлении — технологии становятся удобным предлогом, чтобы продолжать совершать ошибки.

В этом нет ничего нового. Одно время люди говорили, что не надо развивать общественный транспорт, потому что теперь у нас есть Убер. Я не против технологий. Но я против лени и против того, чтобы и дальше уродовать наши города.

Проблема с местным патриотизмом

Я работаю с самыми амбициозными городами, но даже там мне приходится слышать семь слов, которые я считаю самыми бесполезными в английском языке: «В нашем городе этого никогда не будет». На другом конце спектра люди, которые говорят: «Нам и так есть, чем гордиться, зачем нам сравнивать себя с другими городами».

Проблема в том, что при сравнении может оказаться, что их город вовсе не «первоклассный» (формулировка, от которой у меня сводит скулы) и даже не выше среднего уровня. Так что местный патриотизм - обратная сторона медали. Именно по этой причине я говорю о «конструктивной честности» — необходимо понимать, чего город добился, а чего нет.

Города, которые делают выдающиеся вещи, отличаются от городов, которые делают посредственные или ошибочные вещи, не тем, как они себя позиционирую, и не тем, о чем говорили в муниципалитете в прошлом году, — все это просто отговорки. Единственное, что действительно имеет значение — это отношение к городским проблемам у местных властей.

О связи землепользования и транспорта

Транспортная инфраструктура, безусловно, играет важную роль, но без правильного использования земельных ресурсов изменить транспортные привычки людей не получится. Если вы хотите, чтобы люди ходили пешком, ездили на велосипедах и общественном транспорте, позаботьтесь о земле. Если вас беспокоит только транспорт, вы путаете собачий хвост с самой собакой.



Как заставить проект работать

Каждый проект должен иметь свою стратегию реализации. И на стадии одобрения проекта именно на этой его части надо настаивать. Когда я общаюсь с местным советом в том или ином городе, то говорю : «Если вы не готовы изменить свой подход к финансированию, свои стандарты и правила так, чтобы они соответствовали нашему проекту, мы просто потратим время впустую». Надо уметь настаивать на своём.

Общественный транспорт заслуживает приоритетного финансирования

Многие прогрессивно мыслящие, умные люди в Ванкувере голосовали против нового налога с продаж, который позволил бы инвестировать дополнительные средства в общественный транспорт. Я поддерживал введение этого налога, но многие урбанисты были со мной не согласны. И были не так уж неправы. Они говорили: «Мы не хотим играть в эти игры».

И действительно, почему мы должны использовать неэффективную американскую модель? Почему строительство автодорог финансируется автоматически, а для запуска нового автобусного маршрута мы должны поднимать налоги? Общественный транспорт должен получать приоритетное финансирование. Только нежелание должным образом финансировать общественный транспорт создаёт ситуации, которые нам приходит разрешать с помощью голосования.



Материал подготовлен на основе интервью и выступления Брендта Тодериана на велоконференции в Колорадо. Записал Дэвид Сакс.

Перевела с английского Анастасия Ромашкевич

Если вам понравилась статья, нажмите кнопку поддержки, и мы переведём ещё
Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 261 060 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему