Сегодня поговорим про транспортно-пешеходные улицы. Конечно, нет ничего лучше полностью пешеходной улицы, когда все пространство отдано людям. На таких улицах все любят гулять, они становятся точками притяжения в городе. Но иногда нужно искать компромис и давать дорогу общественному транспорту. Такие совмещенные улицы называются транспортно-пешеходные. Как правило они располагаются в центрах городов, а так же в общественных центрах окраинных районов, т.е в тех местах, где существует повышенный пешеходный поток.
Как правило такие улицы трамвайно-пешеходные. Во-первых, трамвай самый вместительный вид общественного транспорта. Во-вторых, он экологичный и тихий. Я, конечно, говорю про современный трамвай. Ну и самое главное, трамвай — единственный вид транспорта, который допустим на пешеходных улицах, так как траектория его движения заранее предсказуема. Поэтому трамвай может совмещать в одном маршруте участки со скоростным движением, или даже движением в тоннеле, и выход на трамвайно-пешеходные улицы. Поэтому трамвай очень любят в исторических центрах всех европейских городов.
В мире есть много примеров трамвайно-пешеходных улиц:
Вот, к примеру, немецкий Аугсбург.
А это знаменитый исторический трамвай в Стамбуле. Линия исторического трамвая открылась а конце 1990 года в европейской части города и проходит она по пешеходной улице. Прежде трамвай ходил по этой улице до 1961 года. Отличный аттракцион для туристов.
А вот новая трамвайно-пешеходная улица в Марокко
Касабланка
А это улица Яффо в Иерусалиме:
Основные преимущества таких улиц – отсутствие проезда для личного автотранспорта, что исключает вероятность образования пробок и следствием тому задержек в движении общественного транспорта, однако допускается возможность проезда по таким улицам автомобилей экстренных служб, а так же автомобилей обслуживающих здания и магазины.
Среди недостатков такой организации движения - ограничение скорости движения общественного транспорта, как правило, до 15-20км/ч.
В Москве сейчас таких улиц нет, однако существуют улицы с большим потоком пешеходов при наличии линий общественного транспорта.
Одна из таких улиц – Бауманская. Небольшой по длине участок улицы от перекрестка с Бакунинской до перекрестка с Ладожской улицей является районным транспортно-пересадочным узлом. Здесь располагается станция метро Бауманская, линии трех трамвайных маршрутов и четырех троллейбусных. Непосредственно по Бауманской улице проходит линия трамвая, у входа в метро находятся остановки.
На рассматриваемом участке запрещено автомобильное движение, на въездах на Бауманскую улицу на обоих перекрестках установлены знаки 3.2 «Движение запрещено», однако их требование постоянно нарушается, автомобили проезжают улицу транзитом или паркуются у обочин. Дополнительные проблемы движению трамваев создают маршрутки, разворачивающиеся у входа в метро.
Участок Бауманской улицы у входа в метро – один из важных центров Басманного района, поблизости расположены многочисленные жилые кварталы, офисные здания и один из крупнейших в Москве ВУЗов – МГТУ им. Баумана. Несмотря на это тротуары в районе вестибюля метро имеют ширину около 2-х метров, а на противоположной стороне от вестибюля метро у дома №38 тротуар имеет ширину около 20-30 см (!) из-за выступающей части здания. Пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть.
Так же не предусмотрено пешеходных переходов непосредственно у вестибюля метро, если подчиняться существующим правилам движения, то, чтоб перейти на противоположную сторону улицы, к остановке трамвая – необходимо идти до ближайших перекрестков, переходить там и возвращаться назад.
Предлагаемая концепция реконструкции Бауманской улицы на участке от Бакунинской улицы до Лефортовского переулка предполагает устройство пешеходной зоны от Бакунинской улицы до Ладожской улицы, с сохранением трамвая по оси улицы.
Вот так выглядит разрез улицы сейчас:
После реконструкции:
Для предотвращения частого пересечения пешеходами трамвайной линии, вдоль неё на расстоянии метра предлагается посадка деревьев, установка уличной мебели и др. элементов уличного благоустройства. Широкие тротуары между трамвайной линией и домами могут использоваться для установки столиков кафе в летнее время.
От Ладожской улицы до Лефортовского переулка организуется одностороннее движение в одну полосу шириной 3,5 м. в сторону улицы Радио по четной стороне Бауманской улицы. Такое решение исключит тупик Ладожской улицы у перекрестка с Бауманской, а так же сохранит удобный подъезд к домам 37-39 и 42-48. Полоса движения в сторону Бакунинской улицы при этом будет полностью отдана пешеходам.
Предложение:
1. Полностью исключается въезд автомобилей (за исключением спецслужб)
2. Расширение тротуаров до трамвайных путей
3. Устройство вдоль путей трамвая лавочек, озеленения, парковок для велосипедов, информационных стендов (предотвращение случайного выхода на пути)
Вот так может выглядеть Бауманская улица после реконструкции:
Другой пример улицы, где можно организовать транспортно-пешеходную зону – улица Школьная. Она находится на востоке Москвы в Таганском районе между улицами Большая Андроньевская и Рогожский Вал. Первоначальное название улицы – Малая Рогожская произошло от находившейся на этом месте Рогожской Ямской Слободы. В настоящее время улица является памятником истории и архитектуры «Ансамбль Рогожской слободы».
История создания здесь пешеходной зоны начинается в 80-тые годы прошлого века, когда на месте Рогожской слободы с её двух-трехэтажными домами и узкими улицами началось массовое жилое строительство, соседняя улица Сергия Радонежского была расширена более чем в два раза и застроена панельными многоэтажными домами, а Школьная, с которой снималось движение транспорта, должна была стать пешеходной, с отреставрированными домами Рогожской слободы. Однако реставрация зданий затянулась больше чем на 15 лет. Улица находилась в полузаброшенном состоянии, асфальтовое покрытие разрушалось, тротуаров не было, а по центру проходили неиспользуемые трамвайные пути. В 1999-2000гг. улица приобрела тот облик, который мы видим сейчас. Трамвайные пути закатали в асфальт, а пешеходной улица побыла не долго, уже очень скоро здесь стали парковаться автомобили и к настоящему времени улица превратилась в одну большую парковку.
Очевидно, что потенциал у улицы именно пешеходный: старинные двух-трехэтажные дома, высокие первые этажи, которые могли бы быть приспособлены под кафе и магазины, близость станций метро и пригородных электричек и большой жилой район вокруг, всё это должно обеспечить популярность улицы для прогулок.
Почему там надо восстановить трамвай?
Еще с 2000-х годов вдоль Шоссе Энтузиастов, начинающемся за пл. Рогожской Заставы существует проект создания скоростной линии трамвая. Согласно проекту конечная станция линии располагается у станции метро Площадь Ильича. Это спорное решение, учитывая что пассажиропоток с трамвая должен будет попадать на станцию расположенную вне Кольцевой линии метро. Восстановление линии на Школьной улице позволит создать связь с существующей трамвайной линией на Большой Андроньевской улице, ведущей к Курскому вокзалу и станции метро Курская Кольцевой линии метро, и продлить тем самым в самый центр города скоростную линию с восточной окраины Москвы. Исторически трамвайная линия существовала на Школьной улице с 1952 по 1980гг.
Вот так выглядит разрез улицы сейчас:
После реконструкции:
Предлагаемая концепция реконструкции Школьной улицы на участке от Большой Андроньевской до улицы Рогожский Вал предполагает создание пешеходной зоны и трамвайной линии по оси улицы, ширина пешеходного пространства по сторонам от трамвайной линии будет более 6 метров, что позволит располагать там летние кафе, лавочки, парковки для велосипедов и другие элементы уличной мебели. Стоит так же отметить, что вдоль улицы уже существует озеленение, в основном это старые деревья высотой более 10 метров их нужно сохранять и дополнять посадкой новых деревьев и кустарника. На площади у метро Площадь Ильича необходимо будет убрать массовую парковку и предусмотреть на этом месте площадь, где можно устраивать сезонные ярмарки.
Предложение:
1. Создание трамвайной линии, соединяющей Рогожский вал и ул Б.Андроньевская (обе с трамвайным движением)
2. Продление перспективного скоростного маршрута вдоль шоссе Энтузиастов до Курского вокзала и далее в центр.
3. Полностью исключить въезд автомобилей
4. У входа в метро Пл.Ильича и Римскую создать пешеходную площадь с ярмаркой.
Проектные предложения направлены в мэрию.
Автор проекта: Иван Иванов
Художник: Антон Марраст
Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей