В Лондоне ищут способ расстаться с дизелем

11 марта 2017 г.

В декабре 1952 года Лондон окутал Великий смог. Он был настолько сильным, что проникал даже через закрытые двери домов. По некоторым оценкам, всего за пять дней жертвами смога стали 12 тысяч человек. Парламент Великобритании отреагировал на это разработкой нескольких законов, призванных улучшить экологию в городах королевства. Одним из них стал «Акт о чистом воздухе», принятый в 1956 году. В год 60-летия акта лондонский мэр Садик Хан выступил с новыми экологическими инициативами. Главный объект его критики — дизельный транспорт.

Нынешнее состояние воздуха в Лондоне конечно же не идёт ни в какое сравнение с тем, что наблюдалось в середине ХХ века, когда в городе в качестве топлива широко использовался уголь. Но ситуация все равно тревожная. По оценкам мэрии, ежегодно загрязнение воздуха преждевременно уносит жизни 9416 человек, в два раза увеличивает риск опасных легочных заболеваний и наносит огромный ущерб экономике — 3,7 миллиардов фунтов. Почти четверть начальных школ в Лондоне оказались в районах, где с экологией особенно плохо.

Садик Хан выступил часто говорит о том, как сделать воздух чище. Среди его предложений — ввести в этом году дополнительную плату за въезд в центр города для дизельных машин, а к 2020 году — расширить эту зону. Однако количество частных машин в городе и так снижается год от года. Настоящие короли лондонских улиц — это грузовики и общественный транспорт, который, в отличие от личных машин, нельзя запретить или ограничить, не предложив ничего взамен.

Наземный электротранспорт — не самая сильная сторона Лондона. Троллейбус в городе уничтожили ещё в 1960-е годы, а с трамваем расправились десятью годами раньше, и лишь в 2000-м году начали потихоньку исправлять ошибки, запустив линию легкорельсового транспорта. Главным наземным транспортом в британской столице остаётся знаменитый двухэтажный автобус. И печальная правда в том, что этот городской символ одновременно оказывается серьезным источником загрязнения. В 2015 году специалисты King College заявили, что лондонская Оксфорд-стрит является, предположительно, мировым лидером по содержанию в воздухе токсичной двуокиси азота, и всё по вине автобусов и такси. Тогда же мэр Борис Джонсон пообещал, что в 2020 году в городе будет 300 электробусов, в маршруты 507 и 521 полностью переведут на электробусы китайского производства уже 2016 году.

Предыдущая попытка Джонсона хотя бы частично электрифицировать наземный общественный транспорт тоже оказалась не слишком успешной. В 2012 году на улицы города вышли автобусы нового образца, спроектированные известным дизайнером Томасом Хизервиком. Предполагалось, что эта модель будет более экологичной за счёт гибридного двигателя, но батареи часто ломались, и автобусы полностью переходили на дизель. Причём вредных выбросов от них было даже больше, чем у старых моделей.

Теперь слово за новым мэром. Он, например, предлагает компании TfL, которая управляет транспортом в Лондоне, с 2018 года отказаться от покупки дизельных машин и приобретать либо гибриды, либо «автобусы с нулевым выбросом». Очевидно, Садик Хан, как и его предшественник, надеется на электробусы, серийное производство которых пока пробуксовывает. Так что реализация этих планов будет зависеть не только от имеющейся политической воли, но и от развития технологий. Пока же жителям Лондона было предложено пройти опросник о состоянии экологии в городе и написать мэру свои идеи по поводу её улучшения. Готовность Хана советоваться и обсуждать проблему с горожанами — пожалуй, самая обнадёживающая часть этой истории.

По материалам The Guardian

Перевод Анастасии Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить