10 шагов к городу для пешеходов

15 марта 2017 г.
Каид Бенфилд, директор программ по развитию устойчивых сообществ и разумному росту в Совете по защите природных ресурсов, сделал конспект книги «Город для пешеходов», которую написал его друг Джефф Спек.

1. Поставьте машины на место


Как пишет Джефф, «анализ трафика — это полная ерунда». Он уверен, что приоритет автомобилей сильно вредит американским городам. Транспортные инженеры просто не понимают, что увеличение пропускной способности улиц не сокращает количество машин, а наоборот — ведёт к росту их числа. Этот эффект, получивший название «скрытого спроса», приводит к нежелательному развитию событий не только на фривеях, но в центральных районах, вместо того, чтобы выполнять роль общественных пространств и оживлять города, они оказываются в плену у машин. Джефф является горячим сторонником «налога на пробки», но предлагает тщательно взвесить все за и против, прежде чем полностью закрывать улицы для машин.

2. Смешивайте функции

«Города были созданы, чтобы сводить людей вместе». Исследования показывают, что в районах со смешанной застройкой — где есть, куда пойти, — люди ходят пешком более активно. Джефф отмечает, что в американских даунтаунах проблемой чаше всего является нехватка жилья.

3. Правильно распорядитесь парковкой


«Избыточная парковка побуждает людей садиться за руль в ситуациях, когда они могли бы обойтись без машины», — считает Джефф. Как и другие прогрессивные специалисты, он утверждает, что в американских городах наблюдается излишек парковочных мест, что обусловлено законами, устанавливающими минимальные требования к парковке для застройщиков. Побочный эффект такого подхода — отсутствие интереса к использованию старых зданий, вокруг которых невозможно организовать парковочные места в нужном объёме. Джефф рекомендует объединять парковки для разных зданий и повышать цену на пользование парковой (особенно это касается парковочных мест вдоль улиц).

4. Заставьте общественный транспорт работать


«В то время как пешеходные пространства выигрывают от хорошего общественного транспорта, хороший общественный транспорт полностью зависим от пешеходной доступности», — говорит Джефф и приводит в качестве примера Даллас. Система легкорельсового транспорта этом городе не имела успеха по множеству причин: недостаточная плотность населения, переизбыток парковочных мест, маршруты, проложенные в стороне от самых популярных направлений, нерегулярный сервис, отсутствие смешанной застройки и пешеходной доступности в местах расположения остановок. Джефф рекомендует сконцентрироваться на транспортных коридорах, где интервалы движения можно сократить до десяти минут, и заниматься развитием общественного транспорта одновременно с улучшением самого города. Он также цитирует транспортного проектировщика Даррина Нордаля, который говорил, что общественный транспорт это «мобильное общественное пространство», поэтому требует уважения и должен быть приятным в использовании. Да будет так!

5. Защищайте пешехода


«Самые безопасные улицы не выглядят безопасно». В этом пункте речь снова пойдёт о машинах. Джефф говорит, что «улучшения» дорог, которые облегчают вождение автомобиля (например, расширение полос или одностороннее движение) располагают к тому, чтобы ездить быстрее. Соответственно, надо делать полосы поуже, а движение — двухсторонним. Как и другие современные урбанисты, он призывает снимать дорожные знаки и устранять границы между пешеходной и автомобильной зонами. Идея в том, что на такой улицы автомобилисты чувствуют риск кого-нибудь задавить или куда-нибудь въехать, поэтому едут осторожно или выбирают другой маршрут. Джефф также является сторонником параллельной парковки на оживлённых улицах, так как она служит границей между пешеходами и движущимся транспортом.

6. Приветствуйте велосипеды


«В Амстердаме с населением 783 000, около 400 000 человек ежедневно садится на велосипеды». Казалось бы, при чем здесь пешеходы? Но дело в том, что велосипеды помогают успокоить автомобильный трафик. Несмотря на возражения автомобилистов, данные исследований и мой личный опыт показывают, что если велосипеды и осложняют движением машин, то лишь незначительно.

7. Организуйте пространство


«Правильный дизайн приведет людей на улицу, независимо от погоды», — считает Джефф. Читая эту книгу, я постоянно думал, когда же мой друг-дизайнер наконец-то заговорит о дизайне. И вот свершилось. В этой главе говорится о том, что для того, чтобы комфортно ходить пешком, нам нужно чувствовать границы пространства. В роли плохих парней здесь снова выступают машины, которые занимают огромные площади под парковку. Впрочем, Джефф также критикует глухие стены и современную знаковую архитектуру, для восприятия которой требуется большое количество пустоты вокруг. Он также уверен в том, что для создания уровня плотности населения, который будет способствовать активному пешеходному трафику, не обязательно повсеместно строить высотки.

8. Сажайте деревья


«Я бы предпочел не выбирать фаворитов, но готов отдать свой голос за скромное американское дерево». Хотя есть данные, что на улицах с деревьями ДТП происходят реже, многие транспортные чиновники стремятся избавиться от зеленых насаждений, полагая, что они ухудшают видимость. Джефф с этим спорит и утверждает, что помимо повышения безопасности для машин, деревья имеют еще массу преимуществ, например, защищают от солнца, сокращая потребность в кондиционировании, а также впитывают дождевую воду.

9. Сделайте фасады интересными


«Пешеходам необходимы безопасность и комфорт, но в то же время им требуется какое-то развлечение». Это пункт имеет самое непосредственное отношение к дизайну. Он напомнил мне теорию, согласно которой длина вашей прогулки будет зависеть от того, что вы видите по дороге. Хорошо, когда первые этажи занимают окна офисов и витрины магазинов (в этом смысле от банков и аптек с глухими окнами толку мало), дома имеют интересные архитектурные элементы и так далее. При этом Джефф не слишком жалует парки вдоль улиц, хотя ценит их за способность впитывать воду.

10. Расставьте приоритеты

Джефф предлагает поразмышлять над вопросом: «Где ваши деньги произведут максимальный эффект?» Правда в том, что в реальном мире нельзя сделать все и сразу, поэтому лучше начать с пешеходизации даунтауна или создания коридоров, соединяющих уже имеющиеся пешеходные зоны.

Книгу «Город для пешеходов» можно прочитать целиком в русском переводе, который вышел в издательстве «Искусство XXI век».

Оригинал
Перевод Анастасии Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить