2019 — год Санкт-Петербурга
Выдвигайтесь в депутаты, чтобы преображать город с нами

Америка прощается с хайвеями

10 июля 2017 г.

Шоссе Скайаквада, появившееся на пике федеральной программы хайвеев в 1960-е годы, может похвастаться отличными видами — проектировщики проложили эту четырехполосную магистраль прямо посередине парка Делавэр. Разбитый ещё в XIX веке, парк считается лучшей работой известного ландшафтного архитектора Фредерика Лоу Ольстера и его партнёра Кальверта Вокса. Водителям повезло, чего не скажешь о посетителях парка — магистраль поделила его надвое и заставила любителей пробежек и мамаш с колясками проводить время под боком у машин.

Призывы изменить маршрут шоссе раздавались давно, но никто не обращал на них внимания, пока в 2015 году не произошла чудовищная авария, жертвой которой стал ребёнок. После этого дело пошло: сначала здесь снизились решённую скорость, а сейчас идут работы, в ходе которых шоссе должно превратиться в куда более дружелюбный бульвар. Надо надеяться, это станет счастливым концом в истории одного из самых неудачных хайвеев в истории США.


Каждые два года в Америке выходит документ под названием «Хайвеи, не имеющие будущего», составленный Конгрессом нового урбанизма (CNU), в который входят магистрали, претендующую на демонтаж. Они также могут служить примером того, насколько пагубно влияют подобные сооружения на городскую среду. Они преграждают людям путь к побережью, являются источником смога, вызывающего астму, плохо влияют на цену жилья и его транспортную доступность, провоцируя расовое расслоение. Противники хайвеев будут рады узнать, что многие трассы, фигурирующие в очередном списке, уже находятся в стадии демонтажа.


Верхняя часть штата Нью-Йорк представлена в этом списке сразу несколькими объектами. Помимо шоссе Скайаквада в нем упомянут внутренний контур Рочестера (авторы сравнивают его с удавкой) и углубленный участок хайвея 1-81 в Сиракузах (“врезающийся словно нож в сердце города”, как написано в докладе). Ради их строительства были уничтожены исторические районы с преимущественно цветным населением, что стало причиной общего упадка в центре городов. Снос этих магистралей и замена их на авеню с деревьями вдоль обочин, как это предлагают планировщики и местные жители, могло бы послужить толчком к экономическому возрождению окрестных районов. Департамент транспорта штата Нью-Йорк сейчас рассматривает такой проект в Сиракузах, а магистраль в Рочестере уже в процессе трансформации. Чуть на восток, в городе Трентон, штат Нью-Джерси, планируется демонтаж шоссе 29, которое и так используется недостаточно активно.


Авторы доклада не забыли и о самых ненавистных хайвеях Калифорнии, включая шоссе 710 в Пасадене, I-980 в Окланде и I-280 в Сан-Франциско, которое имеет шанс стать первым добровольно демонтированным шоссе в городе. До этого такими делами ведала стихия — когда в 1989 году землетрясение разрушило два других хайвея, власти приняли это за знак судьбы и заменили их бульварами. I-280 располагается вблизи будущей линии электропоездов, которая создаст отличную альтернативу шоссе.

В число кандидатов на снос оказались также трехкилометровый участок шоссе I-345 в Далласе, отрезающийся от остального города один из чёрных районов, и эстакада I-70 в Денвере, которая отравляет воздух жителям латиноамериканского рабочего района. В обоих случаях вопрос о будущем этих дорог рассматривается в местных дептрансах, и жители настаивают на их демонтаже. В Далласе у них есть хорошие шансы на победу. В Денвере — пока нет.

В CNU считают, что сейчас самое время отнестись к вопросу о демонтаже хайвеев с полной серьёзностью, поскольку многие из этих сооружений, построенных в середине ХХ века, подходят к концу своего срока эксплуатации. “Поскольку вопрос о выделении средств на их ремонт остается открытым, а перспективы привлечения инвестиций туманны, у нас появилась возможность вернуть жизнь в районы, десятилетиями пребывавшие в упадке, и вложить средства в создание более здоровой инфраструктуры”, — говорится в докладе. Вплоть до последнего времени такие идеи имели поддержку и на федеральном уровне. Энтони Фокс, возглавлявший транспортный департамент в правительстве Обамы, поддерживал инфраструктурные проекты, направленные на возрождение исторических районов.

Однако некоторые из упомянутых в списке хайвеев не только не сносят, но и хотят расширить. Работающие в правительстве дорожные инженеры по-прежнему любят прямые и широкие дороги, и силу инерции не стоит недооценивать. В последнее время в качестве компромиссного решения для восстановления пострадавших районов предлагается создание парков над тоннелями или на верхних деках хайвеев. Именно это предлагается сделать в Денвере, где планируется отправить в тоннель шоссе I-70, одновременно расширив его с десяти до десяти полос. Часть жителей поддерживает эту идею, но есть люди, которые боятся, что проект вызовет рост цен на недвижимость, и они будут вынуждены уехать из района. 


Что же произойдет, если это шоссе просто демонтируют, как предлагает CNU? На этот счёт есть примеры из Сан-Франциско, Милуоки и Портленда. Как говорится в докладе, «демонтаж хайвеев доказывает свою целесообразность, позволяя экономить деньги налогоплательщиков, увеличивая налоговые поступления от местного бизнеса и значительно повышая качество жизни в районе». Экономические выгоды демонтажа действительно впечатляют: после того как в Милуоки убрали эстакаду Парк-Ист, цена не землю в округе выросла на 180 процентов, а компания Fortune 500 перенесла туда свой офис. 


Другие города, например, Бостон, смогли получить положительный экономический эффект, отправив часть хайвеев под землю. Однако эти примеры касаются изначально благополучных районов, где проекты реновации не приводят к вытеснению бедняков по причине их отсутствия. 
Это, конечно же не означает, что хайвеи сносить не стоит. Эти магистрали — вставная челюсть на теле наших городов. Однако надо понимать, что сложно помочь бедному району, устранив элемент инфраструктуры, который стал причиной его появления. Очевидно, в таких случаях надо отдельно позаботиться сохранении районе доступного жилья. В противном случае жители изолированных районов окажутся ещё сильней оторваны от городской жизни.

Оригинал

Перевод Анастасии Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить