Как велодорожки спасают жизни

17 февраля 2018 г.
Развитие велосипедной инфраструктуры может спасти 10 тысяч жизней в одной только Европе. К такому выводу пришли ученые, проанализировав ситуацию в 167 городах.



У велосипедной инфраструктуры много достоинств, но едва ли что-то может быть важней сохранения человеческих жизней. Речь ни много ни мало идет о предотвращении 10 тысяч смертей ежегодно. Об этом говорится в исследовании барселонского Института охраны мирового здоровья. В ходе исследования, профинансированного Еврокомиссией и охватившего 167 городов Европы, была проанализирована связь между популярностью велосипедов и уровнем смертности. Результаты, опубликованные в издании Preventive Medicine, ошеломляют. Так, если довести долю поездок на велосипеде до 24,7 процента, ежегодное число преждевременных смертей сократится на 1210 в Лондоне, на 433 в Риме и на 248 в Барселоне. Аналогичным образом обстоят дела и в других городах. Но каким образом расширение велоинфрастуктуры позволяет добиться таких результатов?

Увеличение доли велопоездок за счет расширения сети велодорожек влияет на смертность тремя способами: через улучшение качества воздуха, укрепление здоровья граждан и снижение числа ДТП. Если убедить людей пересесть на велосипед с других видов транспорта (на пешеходов это не распространяется, исследователи считают, что их доля в любом случае останется прежней), они будут больше двигаться и таким образом укреплять свое здоровье. Одновременно сократится число транспортных средств, выбрасывающих в атмосферу выхлопные газы, поэтому люди будут дышать более чистым воздухом. К тому же сокращение доли автомобилей приведет и к снижению числа ДТП с летальными последствиями.

Сокращение числа преждевременных смертей — дело благородное, но затратное. Чтобы довести долю велопоездок до искомых 24,7 процентов, городам надо проложить по 315 км велодорог на каждые 100 тысяч жителей. По оценкам авторов исследования, в Нидерландах каждый километр велодорог стоит 2 млн евро. Эта немалая сумма включает затраты на реконструкцию проезжей части в целом. Так что в городах, где велоинфрастуктура находится в зачаточном состоянии, развитие велотранспорта может стоить очень серьезных денег. Учитывая, что в Лондоне доля велопоездок сейчас составляет всего 3 процента, в Барселоне 2 процента, а в Риме 1 процент, им придется приложить огромные усилия, чтобы дорасти до 24,7 процента.

Хорошая новость заключается в том, что эти деньги хорошо окупаются. Выгоды от снижения числа смертей через улучшение воздуха, укрепление здоровья и снижение числа летальных ДТП заметно превышают затраты на велодороги. К примеру, если Рим сможет довести долю велопоездок хотя бы до 10 процентов, он сэкономит 70 евро на каждый евро, вложенный в велоинфрастуктуру. Для Барселоны это соотношение составляет 35 к 1, а Лондон имеет шанс превратить каждый потраченный евро в 8 фунтов.

Так сколько же денег стоит вкладывать в велотранспорт? Как ни странно, эффект от этих трат имеет свои ограничения. Положительные изменения особенно заметны в начале процесса — если в городе мало велодорог, расширение их сети дает почти моментальный и легко заметный результат. Именно по этой причине среди трех вышеназванных городов самые большие выгоды от строительства велодорог получит Рим. Даже незначительное увеличение сети даст резкий рост числа велосипедистов на улицах.

Но как только доля велопоездок приближается к 25 процентам, строительство новых велодорог совсем не обязательно дает заметный результат. Исследователи пришли к такому выводу, проанализировав ситуацию в Антверпене и шведском городе Оребро, где велотранспорт уже хорошо развит. Хотя в Оребро протяженность велодорог в пересчете на жителя в два с половиной раза больше, чем в Антверпене, доля велопоездок в этих городах различается далеко не так сильно, составляя 25 и 23 процента соответственно. Похоже, в плане сокращения смертей велоинфрастуктура Антверпена близка к границе своих возможностей.

Оригинальная статья по ссылке
Фото: Totems by Alain Delorme
Перевод: Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить