Зима и вело

25 февраля 2018 г.

Копенгаген (c)16nine / flickr.com

В начале февраля в Москве прошел Международный зимний велоконгресс. На нем обсуждалось… Впрочем, само по себе название этого мероприятия способно вызвать массу вопросов. Попробуем ответить на самые популярные.

А летний лыжный конгресс проводить не пробовали?
Пробовали, да не вышло. Если серьезно, то велосипед во многих странах смог стать полноценным видом транспорта. А лыжи не смогли. И это логично. Настоящий транспорт не может быть сезонным, только круглогодичным. На лыжах ездить круглый год в городских условиях не выйдет, а на велосипеде — запросто.

Где-нибудь в Амстердаме или Копенгагене — возможно, у них Гольфстрим рядом. А у нас зима десять месяце в году. Какие на фиг велосипеды?
На фото — погожий зимний денек в Копенгагене. Вы по-прежнему уверены в нежности тамошнего климата? Готовы сесть на велосипед в аналогичных погодных условиях?


(c)boegh / flickr.com

Едем дальше, в Монреаль. Зимой там еще холоднее, чем в Москве, однако половина жителей города садятся на велосипед хотя бы раз в неделю, а 13 процентов из них продолжают ездить на велосипеде зимой. До Копенгагена, где на долю велосипеда приходится больше половины всех перемещений по городу, канадцам пока далеко, но и развивать велотранспорт они начали гораздо позже.


Монреаль (с)tulenheimo / flickr.com

А не холодно?
Даже неспешная поездка не велосипеде — какая никакая, а все-таки физическая нагрузка. Что-то вроде быстрой ходьбы пешком. Если хорошенько утеплить руки, ноги и уши (эти части тела заморозить проще всего), то ехать на велосипеде гораздо теплее, чем ждать троллейбуса на остановке или сидеть в машине, ожидая, пока она прогреется. Развитию зимнего велотранспорта помогает и легкая промышленность. Если в прошлом теплой зимней одеждой был тяжелый овчинный тулуп, то сейчас это легкая куртка.

Амстердам или Копенгаген по сравнению с Москвой — просто деревня. Я что ли из Мытищ на велосипеде должен ехать?
Если вы действительно живете в Мытищах, вам крупно повезло — это единственный пригород, который соединен с Москвой велодорожкой. Всем остальным стоит обратиться к опыту компактных государств северной Европы. В той же Дании или Голландии люди нередко ездят на работу в соседний город, проезжая по 10-15 и более километров в один конец. Специально для этих целей там стоят так называемые велосипедные хайвеи — междугородние велодорожки с минимумом пересечений для максимально быстрой езды. Для тех, кто не хочет преодолевать такие расстояния не велосипеде, есть альтернатива — мультимодальные поездки. Можно скомбинировать велосипед и железную дорогу. Для этого на железнодорожных станциях строят подземные велосипедные парковки, а в Голландии у железных дорог есть фирменный велопрокат — специально для пассажиров.


Амстердам (с)amsterdamize / flickr.com

Ну так что же заставляет этих несчастных европейцев и канадцев ездить на велосипеде круглый год? Неужели на машину денег не хватило?
Представьте себе — удобство. По данным опросов, этот фактор гораздо важней, чем сопряженная с поездками на велосипеде физическая нагрузка, экономия или возможность поспособствовать сохранению окружающей среды. Города, заинтересованные в развитии велотранспорта, умудряются поставить дело так, что даже в разгар зимы людям проще сесть на велосипед, чем использовать какой-то другой вид транспорта. Кстати, обратите внимание на московских курьеров, которые занимаются доставкой еды — они продолжают передвигаться на велосипедах даже зимой. Очевидно, потому что это самый быстрый способ оставить заказ по назначению.

Удобство? Вы вообще видели, на что похожи наши дороги после снегопада?
Наконец-то мы добрались до самого главное — велосипедной инфраструктуры. Для того, чтобы велосипед стал полноценным транспортом в холодной и снежной стране, мало построить велодорожки, надо систематически поддерживать их в рабочем состоянии. То есть, чистить. Сказать просто, сделать сложнее. В северных городах велоинфраструктуру проектируют так, чтобы оставить место для складирования снега. Да и сама уборка велодорожек — целая наука. В североамериканских городах ширина велодорожек такая, чтобы их можно было без проблем убирать с помощью небольшого трактора. В Норвегии существует исследовательский институт, который изучает достоинства и недостатки разных вариантов уборки, в канадском Эдмонтоне уверены, что лучший противоледный реагент это хлорид кальция, а в финском городке Оулу снег не счищают, а утрамбовывают и посыпают гранитной крошкой. В Копенгагене есть правило — сперва от снега очищают велодорожки и тротуары, и только потом проезжую часть для машин.

Вы думаете с нашим менталитетом это сработает? Здесь вам не Копенгаген.
Это действительно не Копенгаген, а Альметьевск, город в Татарстане с населением 150 тысяч и холодными зимами.


Альметьевск (c)Bartek Komorowski

С 2016 года здесь строят велодорожки по проекту датского бюро Copenhagenize Design Company. Идея в том, чтобы создать полноценную, связую и безопасную сеть веломаршрутов, которыми сможет пользоваться даже ребенок. Велодорожки физически отделены от машин и проложены либо вдоль буферных зон, либо за счет сужения проезжей части. Самое главное — датчане не просто нарисовали проект, но и составили регламент уборки. И он соблюдается. Главное не менталитет, а наличие политической воли.


Монреаль (с)joelmulligan / flickr.com

Хоть убейте, а я на велосипеде ездить не буду. И как вы меня заставите?
Задача пересадить жителей России на велосипед поголовно и любой ценой вообще не стоит. Дело в другом — создать такую транспортную систему, которая позволяет выбрать людям самый удобный и приятный способ передвижения, а не садиться за руль только потому, что никакого другого выхода у них нет. Есть множество людей, которые хотели бы ездить на велосипеде по городу, но боятся машин и не желают месить грязь. Есть люди, которые пока даже не рассматривают вариант с велосипедом, потому что сама идея в текущих условиях кажется им максимально странной. Но именно для таких людей и строят велодорожки — опыт множества городов показывает, что как только у людей появляется возможность использовать велосипед в транспортных целях, они охотно ей пользуются и доля велопоездок растет как снежный ком. Главное, чтобы на самих велодорожках никакого снега не было.


Очистка велодорожек от снега в Копенгагене

Текст: Анастасия Ромашкевич

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить