Самовыражение под угрозой

28 мая 2018 г.
4
Рио-де-Жанейро. Источник: brittanywages.com

11 мая мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму проект закона об обязательном согласовании нанесения граффити на здания. 17 мая закон уже был принят в первом чтении. Если раньше для нанесения надписей или рисунков было достаточно согласия собственника, то сейчас возникает «прокладка» из худсовета Москомархитектуры, которая будет заниматься цензурой. Таким образом, видно, что мэрия сопротивляется одному из самых эффективных способов самовыражения и улучшения городской среды — стрит-арт. Он способен вдохнуть новую жизнь в серые кварталы и дать возможность возникновению новых сообществ вокруг уличного искусства.

Мы собрали четыре разные истории уличного искусства в разных городах, которые говорят о том, что граффити — это хорошо, и мэр Собянин не прав. Все истории имеют разную специфику, историю и причины возникновения и последствия.

Рио-де-Жанейро

4
Рио-де-Жанейро. Источник: theculturetrip.com

Рио — это место, где красота природы соседствует с невероятной бедностью людей, живущих в гетто — фавелах. Фавелы представляют собой нагромождение самостроев из подручных материалов, очагов криминала и всяческого негатива. Власти города уже много лет пытаются решить проблему фавел, разными путями, но толку от этого мало.

Гораздо больше трущобам помогает уличное искусство. Главная социальная проблема фавел в Рио — отсутствие перспектив и возможности быть замеченным, отсюда люди и вынуждены идти в криминал. Как считает известный бразильский граффитчик Марсело Мент, стрит-арт — это попытка молодежи выбраться в люди, не через криминал, а через созидание. Классные и интересные граффити привлекают внимание, появляются выставки, различные новые мероприятия, пространство обновляется и привлекает туристов, которые вкладывают деньги в местное пространство. По мнению Марсело Мента так происходило в Уинвуд в Майами и в Бруклине в Нью-Йорке, по этому пути идут и фавелы Рио.

4
Рио-де-Жанейро. Источник: brasil247.com

Подобную практику поддерживают и власти города. В 2009 году был принят закон, легализующий граффити на стенах, если собственник стены был не против. Однако тут власти скорее подхватили общую тенденцию к обновлению трущоб. Раньше их не особо это волновало, но похоже сейчас они видят способ сделать жизнь людей в этих местах лучше и поэтому официально узаконили граффити.

4
Рио-де-Жанейро. Источник: newyorker.com

Сложно сказать, как связано распространение граффити и криминал в Рио, но пространство точно делает город лучше, хотя, казалось бы, с фавелами ничего уже нельзя сделать. Открываются целые туристические туры по самым классным и интересным стрит-артам в Рио, все больше и больше людей о этом говорят и продвигают подобную эстетику. Это надежда на перемены к лучшему.

Берлин

4
Берлин. Источник: young-germany.de

Культура граффити в Берлине, как и во всей Германии, неразрывно связана с Берлинской стеной. Стрит-арт в Германии начала 80-х был не только средством самовыражения, но и своего рода демонстрацией разницы в свободе самовыражения между двумя разными режимами.

4
Тьерри Нуар, один из первых художников, кто начал расписывать берлинскую стену. Источник: theguardian.com

Стена стала местом встреч для первого поколения уличных художников. После падения стены ее восточная сторона и окружающие районы стали полотном для творчества. Такие серые и типовые районы восточного Берлина как Митте, Фридрихсхайн, Пренцлацуэр-Берг, считавшиеся рабочими, стали целыми арт-кварталами. В 1990 году множество уличных художников со всего мира были приглашены чтобы расписать восточную часть стены и сделать яркими районы с социалистической застройкой. Так появилась галерея East Side Gallery, одна из самых больших галерей на открытом воздухе и одно из самых популярных туристических мест в Берлине.

4
Одно из самых известных граффити в мире. Берлин. Источник: wikipedia.org

Благодаря такой популярности и идейности стрит-арта он распространился по всему Берлину. Сейчас город часто называют граффити-Меккой. Граффити создали эстетику и культуру восточного Берлина такой, какой она существует сейчас, и которая привлекает более миллиона туристов в год. Это поспособствовало тому, что ЮНЕСКО в 2006 году объявил Берлин городом дизайна.

Новосибирск

4
Источник: cr2.livejournal.com

Перейдем к российским реалиям. Вряд ли кто-то когда-нибудь думал, что такой город как Новосибирск может навязать борьбу столице и Питеру в плане уличного искусства. На самом деле, многое поменялось.

4
Источник: cr2.livejournal.com

В 2011 году вице-мэр Новосибирска Андрей Ксендзов в рамках борьбы с нелегальными граффити предложил выделить специальные места для творчества уличных художников. Идея не нашла какого-то серьезного продолжения, и такое место появилось только одно — то что сейчас называется галереей «Стенка».

4
Одна из работ галереи «Стенка», ныне утраченная. Источник: nsknews.info

Недавно, около года назад, в Новосибирске прошел ряд фестивалей граффити. Участвовали не только художники из Новосибирска, но и приглашенные художники. Эти фестивали дали городу огромное количество очень качественных и интересных работ, которые украсили достаточно мрачную картину города.

4
Фестиваль «ОКРАШЕНО». Новосибирск. Источник: группа VK

Пока достаточно трудно сказать, что все это дало толчок к формированию какого-то абсолютно нового пространства вокруг этих граффити и культуры граффити в целом. Пространство безусловно стало интересней визуально, но не сформировало общественную среду вокруг себя. Возможно, с дальнейшим развитием культуры стрит-арта все поменяется.

4
«Дантист». Новосибирск. Источник: nsknews.info

А как там с Москвой?

Бирюлево

4
Фестиваль #City_Life. Источник: группа VK

Местный культурный центр «Дружба» организовывал фестиваль граффити «#City_Life» уже два раза. Как в случае с Новосибирском, вряд ли кто-то положительно оценит городское пространство Бирюлево, но подобные фестивали помогают зарождаться чему-то новому.

4
Фестиваль #City_Life. Источник: группа VK

Масштаб мероприятий был не очень большим, однако есть положительная тенденция — подобное искусство и инструмент «облагораживания» пространства находит отклик у районных властей. Если такие фестивали будут продолжаться и расширяться с каждым годом, есть все предпосылки к улучшению среды и возможно даже формированию особой районной культуры в Бирюлево.

Итог

Все истории абсолютно разные. В Рио причина возникновения граффити хаотична и бессистемна, и помимо визуального «облагораживания», граффити несет социальную функцию и позволяет молодежи самореализовываться не через криминал, а через искусство. Рассуждать насчет последнего сложно, нет какого-либо исследования на этот счет, можно лишь довериться словам художников, которые сами прошли этот путь. Но факт, что граффити в Рио — это отдельный туристический тур, который с каждым годом привлекает все больше и больше людей, говорит о положительной тенденции. Возможно, нужна большая вовлеченность государства в эту историю, чтобы дать новый импульс развитию городского пространства в Рио, чтобы в фавелах Рио стало так же как в Восточном Берлине.

Берлин — идеальный пример использования инструмента уличного искусства. Тут все происходило в кооперации с «частной хаотичностью» как в Бразилии и поддержкой государства. Этот симбиоз создал одно из самых интересных культурных пространств в мире.

История Бирюлево же гораздо менее масштабна, однако факт, что источник такой инициативы — районные власти, — дает возможность надеяться на дальнейшее развитие граффити в Бирюлево, а значит и улучшение среды.

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить