Города без смога

26 декабря 2018 г.

Стабильная дымка в наших городах — это напоминание о том, каким грязным воздухом дышат люди. Более 80 процентов жителей крупных городов пропускают через свои легкие воздух, который не соответствует стандартам Всемирной организации здравоохранения. Из-за этого в 2015 году от преждевременной смерти умерло примерно 4,5 млн людей.

Похожее изображение

Прогнозы тоже не утешают: в ближайшие 40 лет уровень загрязнения воздуха может вырасти в два раза. У двух миллиардов человек возникнет нужда в новом месте жительства. Но, что ещё важнее, наши сегодняшние решения определят то, чем будут дышать следующие поколения. Так что же необходимо сделать, чтобы города были свободны (или хотя бы почти свободны) от смога?

Антисмоговые башни, которые маячат над городами, автобусы, фильтрующие воздух во время поездки, и граффити, «поедающие» грязный воздух – все это больше походит на косметический ремонт, нежели на полноценную реконструкцию. Потому что все упирается в физику – грязного воздуха так много, что перечисленные меры проблему не решат. Например, профессор Йоркского университета Элли Льюис сравнивает фильтрацию наружного воздуха с попыткой кондиционирования помещения без крыши.

Строим город без смога

По мере того, как города будут уплотняться внутри и разрастаться вокруг себя, ситуация с загрязнением продолжит усугубляться. Но небольшие перемены в вековых методах помогут достичь огромных перемен. Взрывчатка и разрушающие шары могут быть заменены машинами, при помощи которых можно избежать распространения пыли при сносе здания. Впервые в мире в 2015 году лондонские власти создали две зоны с низким уровнем выбросов в центре города. Это означает, что теперь в этих участках должна работать только самая современная строительная техника, которая не приводит к загрязнению воздуха.

Конец эпохи бензина и дизеля?

Автомобильный трафик и загрязнение воздуха давно стали синонимами. Многие страны уже выразили намерение запретить в ближайшие два десятилетия продажу авто, которое работает на горючем топливе. Но быстрый переход к электрокарам не поможет решить проблему. Необходимо с умом распределять электроэнергию, от которой они будут заряжаться. Не стоит забывать и том, что уровень выброса зависит от таких вещей, как тормоза, шины и сами дороги. Их износ приводит к появлению маленьких частиц, которые затем летают по воздуху.

Мы можем сделать нечто больше, чем просто заменить топливные двигатели на электронные. Необходимо отдать приоритет так называемым активным видам транспорта (передвижение пешком, на велосипеде и т.п.) , и такая тенденция уже наблюдается.

В развитых странах число поездок на машине сокращается. Исследователи неслучайно задаются вопросом: «Достигли ли мы автомобильного пика?» К сожалению, транспортные проектировщики об этом пока не думают, а продолжают строить новые дороги, чтобы разгрузить старые. Но, как показывают многочисленные примеры, появление новых магистралей только усугубляет проблему пробок.

Превращаем дороги в парки

К счастью, случается и обратное — автомобилисты адаптируются к сокращению дорог. С 1973 по 2003 год в Сеуле существовала скоростная надземная трасса с четырьмя полосами, по которой в сутки проезжало 170 000 машин. Вместо того, чтобы расширять дорогу, городская администрация решила вообще избавиться от нее. Скептики предрекали хаос, однако в действительности нагрузка на дороги в центре города снизилась. Жители столицы Южной Кореи привыкли, многие пересели на метро.

Одной из причин, побудившей власти Сеула на этот шаг, было желание восстановить реку Чхончхон, которая все эти годы скрывалась под дорогой. Теперь скоростная магистраль, которая в основном была перегружена пробками, превратилась в зеленый прибрежный парк. Природа вернулась на свое место, и теперь это популярный среди местных жителей и туристов уголок. От этого выиграл бизнес, организаторы фестивалей и велосипедисты.


«Воскрешение» рек не ограничивается одним Сеулом. Такие же работы были проведены в Сиэтле, Нью-Йорке и Шеффилде. Но нам следует идти дальше и развивать маршруты с низким уровнем загрязнения воздуха, велодорожки и «тихие дороги», а также создавать свободные от транспорта зеленые коридоры, которые уйдут за пределы центральной части города.

Правильный транспорт

Системы велопроката развиваются по всему миру. Появившись в Лионе в 2005 году, этот вид транспорта быстро прижился в таких городах, как Стокгольм, Севилья, Париж, Монреаль, Мехико-Сити, Лондон и так далее. И хотя фактически велосипедисты дышат более грязным воздухом, чем люди, сидящие в машинах, польза велопроката перевешивает его недостатки.

Оказавшись в Барселоне, вам будет сложно не заметить красные и белые велосипеды Bicing, которые пользуются спросом среди местных жителей и туристов. Столица Каталонии обзавелась своим велопрокатом в 2007 году, и всего через два года количество суточных поездок на велосипедах достигло 40 тысяч.

Одри де Назель была частью команды, которая рассматривала все «за» и «против» велопрокатов. Результаты показали, что их польза в 77 раз превышает такие риски, как аварии и ухудшение здоровья из-за нечистого воздуха.

Но чтобы ощутить на себе эти плюсы, вовсе не обязательно крутить педали. Достаточно просто ходить пешком.

Поскольку дальность четверти поездок на машинах в Англии не превышает трех с половиной километров, у людей появляется возможность включить в понятие «активный образ жизни» простое передвижение по городу. По мнению де Назель, физическая активность, как инструмент борьбы с загрязнением воздуха, приносит много пользы.

Становясь менее зависимыми от моторизованного транспорта, мы начинаем одерживать победы сразу на четырех фронтах: улучшение здоровья, борьба с загрязнением воздуха, тихие улицы и сокращение вредных выбросов. Наш город, где люди не задыхаются от смога, должен быть спроектирован так, чтобы общественный транспорт стал самым комфортным способом передвижения.

Картинки по запросу bicycle rush hour

Есть хорошая новость: все это уже воплощается в жизнь. Нидерландские города стали велоутопиями не просто так. Несмотря на рост количества машин, городские лидеры не побоялись и стали пропагандировать велосипеды как достойную альтернативу. Слова подкреплялись делом — менялась инфраструктура, и это дало свои плоды. Теперь на Нидерланды равняются во всем мире. С 1990 по 2015 число велопоездок выросло в шесть раз в Севилье, Боготе, Буэнос-Айресе и Портленде (Орегон), а также утроилось в Париже, Лондоне и Вене.

Отапливаем наши дома

Еще одна причина, которая не делает воздух в наших городах чище, — использование твердого топлива, к которому, например, относится уголь и древесина. Эта проблема особенно распространена в Африке и Азии. Впрочем, от дыма страдают также в Новой Зеландии, южной части Австралии и на западе США и Канады. Жители польских городов вынуждены дышать угольным дымом. В Лондоне, несмотря на горький опыт Великого Смога 1950-х годов, от которого умерло порядка 10 тысяч человек, воздух вновь загрязняется продуктами сгорания твердого топлива. А в Дублине 12 процентов домов, где жгут торф и дерево, обеспечивают 70 процентов выброса вредных веществ.

Когда в Монреале выбросы от твердого топлива достигли 40 процентов от всего загрязнения, правительство постановило запретить эксплуатацию всех печей, за исключением новых. Однако даже самые современные печи, которые соответствуют всем сегодняшним стандартами, будут выделять столько вредных частиц, сколько шесть грузовых автомобилей. И хотя усовершенствование печей имеет свои достоинства, настоящий прогресс в решении может быть достигнут оснащением домов системами газового отопления или тепловыми насосами.

Бизнес не должен стоять в стороне

Плохо контролируемая работа промышленных предприятий была одной из основных причин загрязнения в Китае, которое привело к преждевременной смерти 1 миллиона китайцев в 2012 году. Мы привыкли к виду дымящих на всю округу заводов, но отопление офисов и магазинов тоже наносит вред экологии. Бизнес начинает понимать это.

Директор по качеству воздуха в администрации Лондона Рут Колдервуд считает, что компании сами заинтересованы в улучшении экологической ситуации — хотя бы для того, чтобы уменьшить риск заболеваний среди своих сотрудников. «Люди хотят работать в тех фирмах, которые серьезно относятся к воздействию на окружающую среду», — считает она.

По этой причине предприятия сотрудничают с властями — они хотят, чтобы улицы стали удобными как для их клиентов, так и для работников, которые передвигаются пешком или на велосипедах.

Лондонские компании, располагающиеся рядом с Тауэрским мостом, создали модульный микро-парк, который можно разбить прямо на парковке на одну неделю или хоть на целый год. Fresh AirSquare занялась высадкой цветов в лондонских бетонных и кирпичных джунглях. Теперь жители Лондона находятся в зеленых и приятных анклавах и видят, как можно преобразить их город.

Роль бизнеса важна не только по этим причинам. Дизельные грузовики наносят немалый ущерб экологии. И хотя они были исключены из плана британского правительства, в котором устанавливается запрет на продажу новых дизельных и бензиновых автомобилей, в какой-то момент бизнесу придется вносить корректировки в способы доставки своей продукции. Транспортировка грузов по железным дорогам оправдывает себя, чего не скажешь о все тех же грузовиках. Зачастую они рассекают по улицам города, будучи пустыми. Например, в Лондоне почти 40 процентов грузовиков заполнены менее чем на четверть.

В городе без смога вопрос грузоперевозок также важен, как и создание качественной системы общественного транспорта. Некоторые организации уже практикуют использование перевалочных пунктов, откуда груз направляется в к месту назначения на электрокаре или велосипеде. Часть европейских городов для этих целей использует трамвайные пути.

Картинки по запросу zurich E-Tram

Опасные вещества могут оставаться в воздухе в течение нескольких дней, а это означает, что они «мигрируют». Сегодня лондонцы дышат тем, что вчера летало по Парижу, а завтра эстафету примет Амстердам.

Но свою лепту вносит и сельская местность. Например, причиной смога в 2017 году в Нью-Дели стали пожары за пределами города. По такому же сценарию развивалось московское лето 2010 года. Весенний смог в западной Европе во многом обязан своему существованию аммонию, которым пользуются фермеры. Но наука не стоит на месте — агрономы готовы предложить фермерам удобрения, которые попадают напрямую в почву, не отравляя собой воздух.

Город без смога должен не замыкаться в себе, а работать со своими соседями, потому что воздух для всех один.


Перевод Анастасии Ромашкевич, взяли отсюда. Помогайте рублем:

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить