2019 — год Санкт-Петербурга
Выдвигайтесь в депутаты, чтобы преображать город с нами

Некоторым городам хорошо бы поучиться безопасности у НКО из Африки

11 мая 2019 г.

Каждый день школьники Дар-эс-Салама, столицы Танзании, по пути на учёбу сталкиваются с трудностями. В одном из самых быстрорастущих городов Африки 90% детей, приходится идти в школу по дорогам без пешеходных переходов, а иногда и без тротуаров.

Картинки по запросу Dar es Salaam SARSAI

Мотоциклоы проносятся между машин, и это приводит к примерно половине травм на дорогах. Средний путь в один километр от дома до школы может быть опасным, и зачастую смертельным. Африканские дети гибнут в ДТП в 2 раза чаще, чем в других частях света.

Очевидный вызов и нехватка ресурсов, чтобы его побороть, вдохновил одну НКО на решение, которое можно масштабировать и на весь мир. В 2012 году ганское НКО Amend создало подход к исправлению опасных улиц, основанный на данных — SARSAI (School Area Road Safety Assessments and Improvements — оценка и повышение уровня безопасности возле школ).

Спустя несколько лет после запуска программы SARSAI помогла более чем 30 школам и 64 тысячам учеников только в Танзании. Программу приняли ещё 9 стран. Она выиграла первую ежегодную премию Росса для городов и награду в 250 тысяч долларов от Института мировых ресурсов (ИМР).

Для Айикаи Посвайо, бывшего транспортного инженера, директора программ Amend, SARSAI доказала, как простые, прямые и недорогие решения могут начать борьбу с кризисом здоровья общества и принести общепризнанные результаты. «Видеть, как дети спокойнее переходят дорогу и более радостно идут в школу, достаточно для нас, чтобы мы понимали, что делаем что-то важное», — заявляет она.

Безопасность на дорогах — глобальная проблема

Каждый год 1,35 миллиона людей по всему миру погибают в ДТП (включая около 16 тысяч в России). В странах с низким и средним уровнем доходов 80% смертей на дорогах приходятся на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Недостаточная безопасность пешеходной инфраструктуры остаётся серьёзной причиной повышенного травматизма и смертности во всём мире, особенно в регионах, менее развитых экономически.


«Дороги во многих случаях стали смертельными ловушками», — говорит Посвайо. «Много где пешеходы — большинство участников дорожного движения, несмотря на то, что улицы спроектированы для машин».

Подход SARSAI востребован и, потенциально, несёт радикальные изменения, потому что объединяет детальный анализ данных и натурные наблюдения с мгновенными улучшениями инфраструктуры. Это тактический урбанизм с конкретной целью.

От начала и до конца — выбор школы с высокой смертностью рядом с ней, наблюдение за дорожной обстановкой и поведением школьников на дороге, работа с местными властями для повышения безопасности — процесс по программе SARSAI занимает приблизительно 3–6 месяцев. Не каждой проблеме уделяется внимание, не везде улучшается инфраструктура. Но программа работает. Исследование эффективности SARSAI в 2015 году, проведённое Центром по контролю за болезнями, показало, что возле школ-участниц программы травматизм в ДТП снизился на 26%.

«Использование подхода, основанного на данных, на ранней стадии проекта позволяет создать точную программу изменений, которую легко масштабировать», — заявляет Джессика Седдон, директор интегрированной городской стратегии Центра устойчивых городов ИМР. «Они нацелены на конкретную проблемы — детей и их дорогу до школы».

Нужны лучшие улицы, а не только информированность

Amend создавалась, чтобы решить проблему, которой в Африке до этого не занимались. Она была запущена в 2005 году Джеффри Уайтом, бывшим хирургом из Ганы, который видел, как в больницу после ДТП попадало очень много людей — и этому не уделялось достаточно внимания властей.

Поначалу Amend занималась отстаиванием прав и просвещением (это до сих пор основа её деятельности). Но в попытках найти самый влиятельный способ снизить детский травматизм в ДТП стало очевидно: недостаток внимания — не главная проблема.

«Дело в том, что образование — это отлично, но нельзя возлагать ответственность за дорожную безопасность на детей», — говорит Посвайо. «Этим должны заниматься власти и сообщество».

Картинки по запросу Dar es Salaam SARSAI

SARSAI начинает работу, выбирая школы с наивысшим уровнем опасности, где будет наибольшая разница. После выбора, школа и её окрестности тщательно изучаются, сотрудники Amend разговаривают с учителями и школьниками, проводят опросы и ходят теми же путями, что и школьники. Затем создаётся план действий. Он включает в себя болларды, организацию тротуаров и прочие улучшения улиц. Его представляют местным жителям и инженерам для консультаций. После внесения правок представители связываются с исполнителями работ и начинают действовать. Они работают не с каждым кварталом — только с наиболее важными улицами и перекрёстками. Оценка и реализация стоят примерно 25 тысяч долларов за одну школу.

«Мы делаем минимум самого необходимого», — объясняет Посвайо. «Мы бы хотели, чтобы весь путь каждого школьника был безопасным, но у нас есть деньги только на самые важные участки. Но каждый раз, когда мы ими занимаемся, мы находим варианты, как сделать лучше в дальнейшем».

Уличная безопасность, которую можно масштабировать

Работа с властями и детальные исследования могут казаться медленным процессом, говорит Посвайо. Но инфраструктурные изменения вместе с просвещением и повышением информированности меняют мир к лучшему. Эта инфраструктура — для людей: когда она работала в традиционной компании по организации движения, ей этого не хватало.

Теперь организация работает в 9 странах, а её воркшопы организованы ещё и в Ямайке с Марокко. Недавно вместе с правительством Танзании запущена новая программа по проектированию улиц согласно оценке SARSAI. Учитывая деньги и известность, которые принесла премия Росса, есть шансы расшириться ещё больше. Эта идея может работать в целых кварталах, говорит Посвайо, и создавать лучшие условия для пешеходов.

«Крохотная НКО не может сделать безопасной дорогу для всех школьников Тропической Африки», — считает Посвайо. «Но мы можем, говоря о важности проблемы, заставить людей, которые должны ею заниматься, начать её решать».


Оригинал. Перевод Михаила Чижова.



Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить