Неопровержимые доказательства: как СМИ обвиняют велосипедистов

29 сентября 2018 г.

Исследователи Джулия Бонд и Эрин Шеффельс из университета Южной Флориды использовали критический анализ дискурса, разбирая 189 репортажей о 94 смертях велосипедистов в округе Хилсборо штата Флорида в период с 2009 по 2018 год, и обнаружили примеры значительной необъективности.

В статьях, по словам Шеффельса, «высказывается предположение, что ответственность за безопасность лежит на велосипедисте».

Вот некоторые закономерности, которые были выявлены:

Отсутствие действий со стороны водителей

Журналисты обычно не связывают водителя со смертью. В 111 случаях в аварии участвовал «грузовик», «машина» или «транспортное средство».

Например, был такой репортаж:

[Велосипедист] стоял на углу Уотерс-авеню и бульвара Флорида Майнинг в 14:14, когда грузовик Mack совершил резкий поворот направо и ударил [велосипедиста].

Во многих случаях имя водителя вообще не упоминалось.

«Практически ни в одной статье действия водителя не рассматривались», — сообщил Шеффельс во время вебинара, рассказывая об исследовании.

Само построение предложений также несколько необъективно. Журналисты зачастую использовали пассивный залог, чтобы не обвинять кого-то напрямую: «Велосипедиста сбила машина», а не «Иван Иванов сбил велосипедиста своей машиной». Другие исследования показывают, что пассивные конструкции в значительной мере влияют на то, как люди приписывают вину в прочих ситуациях, например, как присяжные рассматривают случаи домогательств.

Рассмотрение смертей по отдельности

В репортажах каждая смерть показана изолированно, а не как часть общей проблемы с понятным набором причин. Округ Хилсборо — одно из самых опасных мест США для велосипедистов. Но во многих репортажах не был показан масштаб проблемы, чтобы понять причины смертей, как показало исследование.

Из 189 репортажей 133 показали смерти велосипедистов как изолированные события, не связанные с более широкой проблемой. «Эпизодическое» освещение, как его назвали авторы исследования, создаёт впечатление, что смерти велосипедистов «нормальны», и нужно принять это, а не считать серьёзной проблемой.

Похожее изображение

Помимо этого, в репортажах обычно сквозит «предположение, что ответственность за безопасность лежит на велосипедисте». Такое повествование «нужно для того, чтобы снять вину с автомобилиста», — сказал Шеффельс.

Только примерно 30% заметок связали смерти с вопросами инфраструктуры или подготовки водителей и велосипедистов. Освещение становится гораздо более предметным, если водитель скрывается с места происшествия — в таком случае авария рассматривается как преступление.

Социоэкономический статус и маргинализация

Велосипедистов косвенно обвиняют в своих же смертях в большинстве репортажей в СМИ. Но исследователи выяснили, что социоэкономический статус велосипедиста влияет на вероятность косвенного обвинения. Чем беднее жертва (а большинство смертей велосипедистов в округе Хилсборо были в районах с низким уровнем доходов населения), тем чаще её выставляют виновником.

Статус велосипедистов не всегда очевиден, но в репортажах зачастую оставляют намёки, указывая на район проживания жертвы или же профессию, одежду, пол, возраст, социальный статус. «Все эти черты могут стигматизировать велосипедистов», — заявил Шеффельс.

В случаях, когда у жертвы был более высокий социальный статус, репортаж был более деликатным, например, с комментариями членов семьи.

Репортажи в СМИ, обвиняющие велосипедистов в собственных смертях, это глобальная проблема. Когда 22-летняя Сильвия Бинэм была убита водителем грузовика в Кливленде в 2009 году, Cleveland Plain Dealer написали: «Она была без шлема, когда произошло ДТП», несмотря на то, что по заключению врача шлем бы не помог.

Картинки по запросу road accident with cycle

Зачастую необъективность сообщений СМИ возникает из-за некорректной первичной информации, поступающей из полиции. Например, пользователя нью-йоркского велопроката Дэна Хэнегби полиция обвинила в «резком повороте» в автомобильный трафик перед тем, как в него врезался туристический автобус в 2017 году. Затем была выложена видеозапись аварии, которая показала, что велосипедист никуда не смещался.

Полиция обвиняет велосипедистов даже в несмертельных авариях, исходя из превосходства автомобилистов на улицах города. Во многих репортажах можно наблюдать, как СМИ и местные власти создают «страх перед велосипедистами», который не подтверждается статистикой.

В подобном исследовании профессор Хизер Магусин из университета МакЮэна рассмотрела упоминания в СМИ смерти пешеходов в Канаде и обнаружила схожие шаблоны обвинений.


Источник. Перевел Михаил Чижов.


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему