Обучая безопасности: как школьники переубедили весь город

12 января 2020 г.

В 2015 году Мехико стал первым городом из стран с низким или средним достатком, принявшим Vision Zero. За последующие три года крупнейший город Мексики принял новые правила дорожной безопасности, поставил амбициозную цель по сокращению аварий со смертельными исходами на 35% к 2018 году и, согласно данным Прокуратуры Мехико, снизил смертность на дорогах на 21%.

Картинки по запросу Vision Zero for youth mexico cityШкольники участвуют в кампании по обеспечению их права на безопасные и здоровые улицы.

Но изменить культуру вождения в городе, где до внедрения принципов Vision Zero в год в авариях погибали около 1000 человек, половина из которых были пешеходами и велосипедистами, — не такая простая задача. В 2015 году аварии являлись самой частой причиной смерти детей 5-9 лет и второй по частоте среди подростков и молодых людей 10-20 лет. Подавляющее большинство смертей среди детей произошли в то время, пока они шли в школу или из нее. Спустя три года после внедрения Vision Zero около двух человек в день все еще погибают из-за небезопасных дорожных условий. Дети в Мехико остаются особенно уязвимыми.

Многие нововведения, установленные в Мехико властями, не были приняты жителями. Лежачие полицейские и расширение тротуаров, снижение ограничения скорости в городе и автоматические камеры видеофиксации столкнулись с негативной реакцией горожан. К сожалению, она часто была слышна громче, чем призывы предотвратить гибель людей.

Чтобы добиться изменения культуры небезопасных дорог в Мексике и противостоять сопротивлению жителей, специалисты Института политики в области транспорта и развития (ITDP) решили начать со школ.

В 2017 ITDP начал свою деятельность в школе центрального округа Куаутемок, Средней школе № 4, известной своим активным школьным сообществом и увлечёнными учителями. Целью было обезопасить дорогу вокруг школьной территории и проанализировать успешность проекта.

ITDP вовлек в процесс все школьное сообщество, включая родителей, администрацию, учителей и учеников. Они рассказали родителям о задачах дорожной безопасности в Мехико и ознакомили преподавателей с принципами дорожной безопасности. Те рассказали об этих идеях своим классам, и всей школой начали вводить меры по обеспечению безопасности вокруг.

Школа полностью поддержала этот проект. Ученики из класса архитектурного дизайна пересмотрели структуру улицы, проанализировали опасные перекрёстки и возможные места столкновений и узнали о разных способах успокоения трафика. Другие создавали дорожные заграждения на пешеходном переходе, используя ящики и ведра. Ученики из класса графического дизайна разработали рассылку о безопасности на дороге и создали яркие наглядные плакаты об этих нововведениях. ITDP заручился поддержкой местной страховой компании, которая предоставила волонтеров и оборудование, а также привлекла местную прессу к освещению события. Опасные точки перехода у входа в школу были окрашены в яркие цвета, дорожные заграждения были выстроены в ряд, чтобы снизить скорость автомобилей и выделить больше пространства для учеников.

Картинки по запросу Road Safety in Mexico CityШкольники принимали непосредственное участие в перепланировке улицы, чтобы замедлить скорость на ней.

Эксперимент оказался удачным. Школьники были вдохновлены результатом своей работы и почувствовали, как изменилась городская среда в тот день, ведь у них стало больше места, чтобы перейти через дорогу и дойти до школы. Родители были довольны, зная, что безопасность их детей в приоритете и воспринимается серьезно. Сообщество было прекрасно проинформировано о задачах дорожной безопасности и возможных путях решения.

После эксперимента администрация школы настояла на том, чтобы эти временные меры сохранялись до тех пор, пока не установят постоянные. В течение школьного года дорожные заграждения выносили до и после уроков, чтобы убедиться, что школьники могут безопасно переходить дорогу. ITDP также сотрудничал с Агентством городского менеджмента в Мехико, которое смогло собрать средства на осуществление постоянных изменений в школьной зоне, включая более широкие тротуары, сокращение длины пешеходного перехода и установку лежачих полицейских.

ITDP проводит это и другие мероприятия по созданию безопасной среды вокруг школ под лозунгом «Vision Zero для Молодежи», объединяя эту образовательную программу с общегородской инициативой Vision Zero. Когда изменения в городской среде проводятся ради спасения жизней детей, жители лучше понимают их необходимость, и общественное сопротивление снижается.

Картинки по запросу Road Safety in Mexico CityПостеры, сделанные старшеклассниками школы № 4.

Чтобы продвигать Vision Zero для Молодежи на общественный уровень, ITDP присоединился к кампании #YoMeMuevo (#MyMobility) (#яПередвигаюсь, #МояМобильность), которая попросила кандидатов на пост мэра города, выдвигавшихся на выборах 2018 года, публично взять на себя обязательство защищать здоровье и безопасность пяти миллионов детей в Мехико.

Кампания #YoMeMuevo, наряду с политическим программным обязательством поддерживать активную мобильность и развитие, ориентированное на общественный транспорт, создала прецедент для продолжения улучшения территорий вокруг школ в Мехико. Еще до выборов шесть кандидатов на пост мэра и большая часть политиков, участвующих в выборах в 16 районах Мехико, обязались отдавать приоритет планировке улиц, ориентированных на человека и спасению жизней методами Vision Zero.

Среди этих политиков была новоизбранная мэр Клаудия Шейнбаум. Она взяла на себя обязательство сохранять дорожную безопасность на повестке дня, и Vision Zero для Молодежи будет держать администрацию в ответе за ее обещания.

Картинки по запросу Vision Zero for youth mexico cityЭнергия и энтузиазм школьных сообществ, направленные на дорожную безопасность, могут быть убедительнее любого государственного чиновника

Vision Zero для Молодежи показало, что энергия и энтузиазм школьных сообществ, направленные на дорожную безопасность, могут быть убедительнее любого государственного чиновника. Поскольку ITDP сотрудничает со многими школами для проведения дорожных мероприятий по всему городу, включая общегородской Walk to School Day, авторы надеются, что обсуждений между сверстниками и между школами будет все больше, и стремление защищать самых уязвимых жителей Мехико будет более популярно, чем сопротивление переменам.

Пока нам еще только предстоит увидеть, что будет с молодежным движением Vision Zero в Мехико. Уроки, полученные в школе № 4 и других, подобных ей, — это уроки возможностей образования и соучастия, эффективного подхода к дорожной безопасности. С распространением Vision Zero за пределы богатых стран Европы и Северной Америки, этот подход, позволяющий молодым руководить, станет хорошим примером плана действий.


Перевод Анны Денисовой. Источник.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему