2019 — год Санкт-Петербурга
Выдвигайтесь в депутаты, чтобы преображать город с нами

Окленд нашёл способ привлечь пассажиров

30 марта 2019 г.

В 2012 году тогдашний мэр новозеландского Окленда поставил, казалось бы, невыполнимую задачу перед департаментом транспорта: он хотел, чтобы за 10 лет ежегодное число поездок удвоилось (тогда оно было где-то на уровне 60 миллионов поездок в год). До этого ни одному городу не удавалось продемонстрировать такие темпы роста. Но население Окленда постоянно росло (начиная с 2000, в среднем на 2% в год), а пассажиропоток — нет. Власти города решили попробовать невозможное и изменить ситуацию.

По последним данным, их должен постичь успех. Для достижения цели в 120 миллионов поездок в год у них есть ещё почти 4 года, а уже в середине этого года ожидается, что этот показатель достигнет 100 миллионов. Если такой тренд сохранится, к 2022 году пассажиропоток превысит поставленную цель.

Автобусная сеть: в 2012 (слева) и в 2016 (справа). Источник: блог Джаррета Уокера

Чтобы достичь такого роста числа поездок, Окленд полностью переработал маршрутную сеть. Работая с транспортным консультантом Джарретом Уокером, город сперва рассмотрел имеющуюся сеть маршрутов. Она справлялась с задачей подвоза людей из отдалённых районов в центр, но вне центра не было достаточного количества маршрутов. В своём блоге Уокер показал 2 маршрутных сети: ту, которая была в 2012, и ту, которую он предлагал сделать к 2016 году. Нетрудно заметить, насколько обширнее предложенный вариант.

Как объясняет Уокер, прикол в том, что с более обширной маршрутной сетью людям требуется больше пересадок. Окленд этот тезис подтверждает: по информации Stuff, число поездок с пересадками удвоилось — теперь это каждая шестая, но после этих изменений популярность общественного транспорта растёт. Однако Уокер отмечает, что необходимость пересаживаться не отпугивает пассажиров, если за это не нужно доплачивать и в конечном итоге это позволит добраться до конечной точки быстрее, чем раньше. В Окленде работает и то, и другое. Также Уокер подчёркивает, что операционные расходы на обширную маршрутную сеть не выше, чем было до этого, когда было меньше маршрутов, но с большим выпуском автобусов на них.

Картинки по запросу auckland public bus

Успех стратегии Окленда по увеличению пассажиропотока на общественном транспорте за счёт улучшения качества обслуживания — напоминание городам, что так часто критикуемые автобусы — один из самых дешёвых и простых способов значительно снизить зависимость от автомобилей. Что-то похожее можно наблюдать в Сиэтле, где так же решили увеличить в 2 раза автобусную сеть, чтобы пересадить людей из машин. После повышения налога с продаж и введения платы за регистрацию автомобиля, у города появились средства на закупку дополнительных автобусов, выплату сверхурочных большему числу водителей и запуск новых маршрутов в районы города, прежде общественным транспортом не охваченные. Также был повышен приоритет автобусов за счёт ввода выделенок. С начала изменений Сиэтл стал одним из немногих городов США, где растёт пассажиропоток, в то время как большая часть городов с трудом удерживает пассажиров.

Пока города заглядываются на более эффектные виды транспорта, например, метро и скоростные трамваи, важно помнить, что они не всегда нужны городам — иногда автобусы могут их полностью заменить. Они недорогие, гибкие и не требуют значительного строительства инфраструктуры, иногда достаточно ведра краски для выделенки. Но если они работают хорошо, как в Окленде, то это работает.


Оригинал. Перевёл Михаил Чижов. Поддержите рублём работу переводчиков:


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить