Щукинский транспорт

11 сентября 2012 г.

Для тех, кто не знает, Щукино - это обычный спальный район Москвы. На его примере мы постараемся показать, как простыми средствами сделать наши города удобными для людей. Гуляя по нашим городам, не перестаешь удивляться, почему многие места сделаны нелогично и неудобно. На самом деле все просто. Во-первых, сейчас за общественные зоны нет ответственного. К примеру, за остановки ответственен Мосгортранс, а дорожкой к этой остановке занимается департамент ЖКХ. Конечно, эти ведомства никак не заинтересованы, чтобы дорожка была удобной для пассажиров. Даже в отдельно взятых организациях и департаментах чиновники не уделяют особого внимания удобству и комфорту жителей. У нас уже лет 5 пытаются сделать единый проездной билет на метро и наземный транспорт, но различные ведомства никак не могут договориться и поделить прибыль, чего уж говорить об удобных пересадочных узлах, хороших остановках и единой навигации на транспорте.

Мы в Городских проектах очень переживаем, что городом неудобно пользоваться. Жители не должны испытывать душевные страдания от перемещения на наземном транспорте. Понятно, что в том виде, в котором транспорт находится сейчас, им добровольно пользоваться никто не захочет. Давайте посмотрим, что с транспортом творится в Щукино и как простыми средствами сделать его немного дружелюбнее.

Для Щукинского транспортного района можно сформулировать следующие основные задачи:

1. Весь транзитный трафик должен пройти сквозь район максимально быстро и безвредно для района.

2. В соседние транспортные районы попасть должно быть просто, как пешком, так и на общественном транспорте и автомобиле.

3. Внутри транспортного района надо обеспечить максимальную мобильность населения, особенно в плане доступа к метро (которое можно упрощенно рассматривать, как телепортатор в другие районы Москвы).

И вот теперь уже давайте посмотрим, как это все выполняется на практике.

Сперва немного теории.

Синим на карте отмечен административный район Щукино. Красным - транспортный район, в который попадает Щукино. Что такое транспортный район? Если вы посмотрите на карту любого города - то вы увидите, что в него заходит счетное число транспортных артерий: федеральных и региональных трасс, линий железной дороги, иногда речных линий. Все они имеют строго определенную пропускную способность. На каждой такой трассе можно встать и посчитать, сколько въезжает и сколько выезжает транспорта - и эти потоки, в общем то не будут зависеть от того как организован транспорт внутри самого города.

Так же, если начинать смотреть как устроен сам город, то оказывается, что его можно разбить на такие районы, в которые есть всего несколько точек въезда/выезда. Как бы отдельные "города" внутри большого города. Однако люди обычно не хотят сидеть в своем "маленьком городе", они воспринимают Москву, как единое целое, и знать не знают ни о каких транспортных районах. Для людей важно чтобы попасть в соседние "маленькие города" было максимально быстро и удобно. От того, сколько времени и сил требуется на то, чтобы попасть в другие транспортные районы, напрямую зависит станут ли люди это делать - или крупный город распадется на кучу маленьких расположенных рядом поселков, которые экономически, культурно и социально оторваны друг от друга.

На карте видно, что транспортный район несколько больше, чем административный. Однако для автомобилей в Щукино есть всего 7 точек въезда. Он ограничен с одной стороны рекой, с двух - железными дорогами, и на юге упирается в автомагистраль. Для наземного общественного транспорта все почти также печально, за исключением двух станций метро, которые попали в этот район. Пешеходных входов, конечно больше, но их тоже счетное число, там требуется пройти большой путь, зачастую они не оборудованы. С велосипедом - совсем плохо, его просто нет.

01. Допустим, в Щукино человек попадает на метро. И его встречает достаточно загадочная навигация. Понять, в какую сторону выходить, невозможно. Куда какой трамвай идет, не ясно. На станции нет ни одной карты района.

02. Станции метро Щукинская и Октябрьское поле - классические станции мелкого заложения. В Москве таких масса. Все они имеют лестницы на выход - непреодолимое препятствие для маломобильных людей. Маломобильные - это не только инвалиды, это еще и пожилые люди, мамы с колясками, люди с тяжелым багажом (например сумками-тележками), даже просто уставшие люди. В Праге, в станции совершенно аналогичной конструкции, встроили лифты. В подуличные переходы к этим станциям, в Праге, отлично встроили общественные туалеты. Так что то, что в метро не может быть туалетов, и что в наше метро нельзя встроить лифты - неправда.

03. Обычный вестибюль обычной станции метро. В нем нет карты района, в нем невозможно узнать какие и как ходят тут трамваи. Тут совсем нет информации, какая помогла бы ориентироваться в районе. Ее нет даже на русском, не говоря уже об английском. А ведь большинство приезжающих в район людей "телепортируется" в него именно на метро. Схема линий висит за решетками наверху, пользоваться ей невозможно.

04. А это знаменитые автоматы по продаже билетов. Знамениты они тем, что один из них будет обязательно не работать. Это очень важно.

05. А теперь посмотрим, как аналогичное место решается в Сингапуре. Справа от автомата схема района с выходами и маршрутами наземного транспорта. Слева - схема линий метро и таблица тарифов.

06. Еще одна схема линий висит на информационном столбе. Висит она так, чтобы доставить максимум боли и страданий пассажирам. Подойти к ней можно только пройдя через турникеты. Зато в вестибюле нашлось много места для огромных рекламных плакатов. Это, конечно, важнее.

07. Пару слов про сами автоматы. Сделаны они специально так, чтобы никто ими не хотел пользоваться. Это особенность российского производства. Изделие обязательно должно вызывать отвращение, только после этого на него ставят клеймо "сделано в России". Автоматы по продаже билетов сделаны так, что люди лучше постоят в очереди в кассу, чем будут разбираться с этим неприветливым металлическим гробиком.

08. А вот автомат по продаже билетов в Сингапуре. Он приветствует тебя, он принимает кредитные карты, он перезаряжает проездные и всегда рад помочь! Автомат по продаже билетов должен полностью заменять кассира на станции. Автомат должен быть понятным и удобным для всех пассажиров.

09. Здесь рассказано о том, как купить билет. Информация только на окошке кассы, только на русском. В Москве даже на вокзалах эта информация никак не дублируется в местах меньшего скопления людей. Человек доходит до окошка кассы и начинает читать о том, какие бывают билеты, задерживая других. Не удивительно, что все обычно покупают билеты на 1-2 поездки - подумать о других вариантах просто не реально.

Итого в этом вестибюле станции работают 3 человека: 2 кассира и бабушка на турникетах. Про нее отдельная история. Вся ее работа заключается в том, чтобы отодвигать заборчик для пропуска школьников и людей с багажом. Еще она иногда свистит в свисток, когда кто-то перепрыгивает через турникеты. Конечно, никакого толка от нее нет. Зайцы как прыгали, так и прыгают. Это совершенно лишний на станции человек. Ловить зайцев должна полиция. Одного кассира тоже можно убрать, если сделать нормальные автоматы по продаже билетов. Итого из трех сотрудников можно оставить только 1.

10. У станции метро Щукинская большой пересадочный узел с кучей автобусов, маршруток, есть несколько трамвайных остановок. Задача транспортно-пересадочного узла в том, чтобы людям было максимально комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Что мы имеем в Щукино? Маршрутки стоят отдельно от автобусов - их не пускают на пересадочный узел Мосгортранса.

11. Островки остановок неуютны. Они имеют высокий бордюр. Человек на коляске не сможет заехать на него. Помимо этого маленькие навесы не спасают пассажиров от дождя. Обратите внимание, что на остановке нет карты района, схемы движения транспорта и нормального расписания. Зато есть 2 рекламных щита, щедро загаженных рекламным мусором.

12. А это пересадка на трамвай. Между метро, автобусом, маршрутками и трамваями надо много ходить, причем, как правило, по лестницам. Ужасно удобно! Тысячи людей каждый день проделывают этот путь.

13. А вот пересадочный узел в Мюнхене. Все под одной большой крышей, от выхода из метро до остановок трамвая и автобуса 10-20 метров.

14. Люди с сумками и на колясках чувствуют здесь себя людьми. Им не надо скакать по лестницам и идти по лужам.

15. На остановке нет рекламных щитов, зато есть схема района, схема линий и куча полезной информации для пассажиров. Все на двух языках.

16. Мосгортранс не отстает от Московского метрополитена по наглядности информации о проезде и способах оплаты. Пассажир должен подготовиться к поездке на московском автобусе и трамвае. Он уже на стадии покупки билетов должен испытать боль и унижение, чтобы, попав в вагон, ничему не удивляться. Все написано мелким шрифтом, схем нет, зато есть автомат по приему платежей. Удивительно дело, сделать автомат по продаже билетов никто не может, зато сложнейшие системы по оплате чего угодно стоят на каждой станции в достатке. Что делать? Забрать у Мосгортранса монополию по продаже билетов. Если билеты на транспорт начнут продавать коммерческие организации, то сразу появятся удобные автоматы в нужном месте.

17. А вот посадочная площадка основного наземного транспорта - трамвая. Посмотрите, как любя сделан пандус для инвалидов. Мосгортранс, видимо, полагает, что инвалидам терять уже нечего - так что их можно пропускать рядом с путями трамвая, без ограждения.

18. Кстати, посадочная площадка для трамвая - это очень хорошо. Знаете почему такой зазор между входом в вагон и площадкой? Чтобы допотопным снегоочистителям было удобно чистить снег. Сейчас Мосгортранс купит 120 новых низкопольных трамваев, но продолжит делать посадочные площадки с зазором. В эти дырки будут падать дети, пожилые люди должны совершать акробатические номера, инвалиды вообще не могут пользоваться трамваем, а все потому, что Мосгортранс не способен купить несколько новых современных снегоочистителей.

19. Кстати, посадочных площадок трамвая - тоже две. Одна на транзитных путях, другая на кольце. Это, наверное, чтобы было удобно пересаживаться. Причем, на остановочных пунктах размещена масса полезной пассажиру информации о том, как и куда пересаживаться, все интуитивно понятно.

20. Под слоем рекламного мусора внимательный пассажир сможет найти перечень остановок трамвая. Опять никаких схем линий нет.

21. А теперь давайте посмотрим, как связано Щукино с соседним транспортным районом, отделенным железной дорогой. К нему ведет вот такая дорожка. По этой дорожке, по подсчётам Городских Проектов, ходит ~11 тысяч человек в день. Видите фонари? А они есть. Просто вместо нормальных фонарей для освещения дорожки, здесь поставили огромные бетонные фонарные столбы, которые скрылись за деревьями.

22. А вот и железная дорога, которая окружена обычной депрессивной зоной, с гаражами, свалками и какими-то канавами с зелеными водорослями. Под ней пешеходный переход. Как обычно, без лифтов. Все это отвратительно освещено, находиться здесь неприятно и страшно даже днем. А ведь, казалось бы - крупный узел, метро, трамвай, автобусы. Почему тут нет станции электропоездов? Даже интересней - почему железная дорога тут не уходит на подземную станцию, с которой можно было бы построить удобную пересадку на метро? Ведь, если зарыть железную дорогу в туннель, то она не будет производить шум, не будет разрывать пешеходные и автомобильные связи, не будет полосы отвода в 100 метров, зарастающей всякими непонятными свалками и гаражами.

Щукинский транспортный узел показал, что транспортники сделали все, чтобы он был максимально не удобен для людей. Каждое ведомство думало только о том, чтобы было удобно этому ведомству, и никто никогда не думал, чтобы было удобно людям.

Об удобстве пешеходов теперь будут думать "Городские проекты".

23. Трамвай встречает нас деревянными шпалами, к которым рельсы прибиты железнодорожными костылями. Так же, как для автомобилей бывают автобаны, простые асфальтные дороги, грунтовки, так и для рельсового транспорта бывают пути разной категории и оборудованности. Мы видим "грунтовку" для трамвая. Можно покупать самые современные трамваи с кондиционером в вагоне, но они будут шумными и неспешными на таких путях.

24. А вот так выглядит место, по которому ежедневно проходит 15 000 человек в метро.

25. Чудесная трамвайная остановка. Чтобы до нее дойти, нужно идит по узенькой тропинке между путями и дорогой. Сама остановка не оборудована никаким павильоном, так что пассажиры вынуждены мокнуть под дождем, ожидая трамвай.

26. А это место еще интересней. Тут часть маршрутов поворачивает, а часть идет в Строгино. Только вот стоят на светофоре и те, и те. На фото трамвай ждет сигнала светофора, чтобы повернуть. За ним стоит и ждет пока он освободит пути вагон, которому надо ехать прямо. В результате все пассажиры трамваев сидят в "трамвайной пробке" на этом участке. А мимо по дороге проносятся автомобили. Трамвай на обособленном полотне не дает тут выигрыша в скорости, потому что перекресток организован не верно. Здесь нужен обгонный участок - несколько трамвайных путей параллельно.

27. Путь на остановку сложен. Чтобы пассажиры были в хорошей спортивной форме, им предлагается сначала подняться в горку, а потом спуститься по лестнице. Большинство пассажиров отлынивают от физических упражнений и идут прямо без лестниц.

28. Еще одна остановка без павильона. Чтобы на нее попасть нужно преодолеть два бордюра. О безбарьерной среде в Щукино не думает вообще никто.

29. А вот еще интересная остановка. На ней не удалось отыскать даже названия. Не то что узнать, откуда и куда ходят через нее автобусы.

30. Вот вся информация, что размещена на ней. Из трех табличек, висящих в разных частях остановки, можно узнать, что через нее ходит три автобусных маршрута №60, 105 и 800. Но узнать, куда они ходят, уже нереально. На табличках нет даже названия остановки (обычно в Москве его можно найти именно там). Только самый глазастый пассажир сумеет без фотоаппарата с зумом увидеть расписание автобуса.

Остановка в Цюрихе. Название, номера маршрутов, расписание, схема движения по району с картой. Что мешает в 2012 году делать такие информационные столбы в Москве?

Новая остановка в Париже:

31. Чиновники как правило ездят на машине, поэтому они хорошо понимают, зачем можно поменять старую машину на новую. Но они не сидят на остановках, и не ждут автобуса по 15 минут. Поэтому они совсем не понимают, зачем нужны удобные остановки. В результате в Москве регулярно обновляют "подвижной состав", покупая новые автобусы, троллейбусы и трамваи - а вот остановки, пути, контактная сеть остаются на допотопном уровне.

32. Может быть в салоне автобуса или трамвая ситуация лучше? Вся информация очень плохо подготовлена и не наглядна, висит у вертушки турникета. Предполагается, что человеку, зашедшему в салон, не нужно знать схемы маршрутов и остановок. Удивительно, но до сих пор наземный общественный транспорт в Москве не имеет нормальных схем движения. Совершенно непонятно, как и куда пересаживаться, как доехать из точки А в точку Б, где какие маршруты проходят?

33. Выход из метро "Октябрьское поле". Пешеходу приходится преодолевать массу препятствий. Повсюду автоматы по приему платежей и банок, которые густо загажены рекламными объявлениями. Пройти нормально здесь невозможно даже в середине дня, когда народу мало. Представьте, что здесь творится в часы пик.

34. В одном месте стоит 3 автомата по приему платежей. Ни один не работает. Зачем этот мусор здесь? Владельцы автоматов должны следить за их состоянием. Кто согласовывает их установку прямо по середине тротуаров?

35.

36. Для сравнения вот кусочек улицы около торгового центра. Здесь благоустройством занимается не ленивая Управа, а администрация центра. Сразу видно, они заботятся о комфорте посетителей. Здесь чисто, ухоженно, есть велопарковка, аккуратная правильная парковка и хорошая плитка. Сложно ли делать так везде? Нет, не сложно, просто надо голову включать иногда.

Кстати, о велосипеде - в Щукино нет велодорожек, и нет велопарковок. В то же время район очень небольшой - на велосипеде из любой его точки в любую можно добраться всего за 15 минут. "У нас невозможно ездить на велосипеде, потому что зима", - считают многие. Но давайте разберемся, что проще - ждать 15 минут автобус на остановке в мороз или эти 15 минут ехать на велосипеде? Большая часть жителей Щукино могла бы добираться на метро без автобуса, на велосипеде, если бы там была закрытая, охраняемая велопарковка, а по району были проложены велосипедные дорожки. Но этого нет, и люди вынуждены сидеть на неудобных остановках в ожидании автобусов и добираться в итоге дольше, чем могли бы доехать сами на велосипеде.

Организация велопарковки при выходе из подземной станции в Цюрихе. Парковка освещена и под наблюдением. Жители с удовольствием оставляют там свои велосипеды и едут на поезде на работу. Вокруг станции нет кучи мусора.


Таким образом нам есть чем заняться в Щукино, тут можно отработать вопросы, которые касаются всей Москвы. "Городские проекты" не могут нарисовать сами схемы и навигацию для всех районов города. Но они могут сделать примеры, разработать методички, и предложить их для тиражирования опыта ответственным сотрудникам мэрии и различных предприятий.

По итогам обхода мы займемся:

1. Попробуем подтолкнуть метрополитен к созданию опытного проекта врезки лифта на классическую станцию мелкого заложения.

2. Обсудим с метрополитеном, ДТиС и Департаментом благоустройства тему стационарных общественных туалетов у станций метро.

3. Подготовим и убедим ДТиС начать внедрять единую систему навигации и информации на транспорте. Надо чтобы она была одинаковой и для метро, и для наземного транспорта. Она коснется и схем в салоны, и пересадок, и остановок, и маршрутоуказателей, и способов оплаты проезда.

4. Вынесем на обсуждение вопрос о пересадочном узле Щукино и включении в него станции электропоездов и велопарковки.

5. Начнем работу с Мосгортрансом по оборудованию остановок трамвая нормальными платформами для посадки и павильонами ожидания на "совмещенном полотне".

6. Начнем работу с Мосгортрансом по созданию, на проблемном участке, обгонных путей и опытному применению там современных трамвайных стрелок.

7. Проработаем с Мосгортрансом и ДТиС вопрос замены устаревших и неудобных остановочных павильонов, выдвинем требования к новым удобным павильонам ожидания.

8. Будем пробовать избавить Москву от дурацких желтых табличек, неудобных никому. Предложим заменить их на нормальные столбы-указатели остановки, с размещением на них расписаний и другой полезной информации.

9. Будем пробивать велодорожки и крытые охраняемые велопарковки у станций метро.

10. Попробуем обучить департамент благоустройства фокусу с крупным песком и покрытием гладких поверхностей (например, стеклянных стенок остановок) спецсоставами не дающими клеить объявления.

11. Попробуем пробить нормальное освещение и качество дорожки, которая идет под жд путями около станции Щукино.

12. Потребуем убрать с пешеходных пространств всякие посторонние объекты, которые мешают людям ходить быстро и удобно. Потребуем убрать остатки рекламных тумб.

Кстати, в этом списке большинство пунктов не требуют каких-то больших дополнительных затрат - самый затратный пункт - это пересадочный узел у метро Щукино. На прочие цели можно и нужно подтягивать деньги из текущих бюджетов, выделяемых на работы по благоустройств, или обычную работу транспортных предприятий. Надо попробовать показать, как можно улучшить транспортное обеспечение, пусть и в отдельно взятом районе Москвы. Сотрудников Управ других районов тогда можно будет возить сюда на экскурсию.

Над созданием этого поста работала дружная команда Городских проектов:

- Муниципальный депутат Максим Кац

- Эксперт городских проектов по вопросам транспорта Антон Буслов

- Илья Варламов

Щукино
Текущий проект

На территории района мы с 2012 года проводим серию исследований. Посчитать количество автомобилей, найти для них парковочные места, изучить схемы движения транспорта и предложить оптимизацию, дать рекомендации по реконструкции парка, скверов или набережной, — вот неполный список наших дел. Хотим сделать много отличных зон притяжения, где будет приятно и интересно находиться, а весь район — удобным для жизни.

Сбор средств на текущую деятельность
дек.
Собрано 55 298₽ из 120 000

Будет интересно:

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить