Так ли нужен бесплатный общественный транспорт?

10 декабря 2018 г.

В 2013 году в Таллине пошли на необычный эксперимент, сделав полностью бесплатным проезд в общественном транспорте. Такое право получили студенты, пенсионеры и постоянные жители Таллина, которые официально работают и платят налоги, а также члены их семей.

Хотя это не была первая подобная инициатива в Европе — первым городом с бесплатным общественным транспортом стал бельгийский Хасселт еще 1997 году. Однако, если Хасселт — это небольшой город с населением в 70 000 человек, то в самом Таллине на момент введения бесплатного проезда было зарегистрировано 419 830 человек, а с учетом жителей всей агломерации — больше миллиона людей, которые так или иначе пользовались транспортной системой Таллина. Поэтому соседняя Эстония стала первой страной в Европе, которая ввела свободный проезд в городе такого масштаба.

Какие же цели перед собой ставило правительство Таллина, зачем вообще потребовалось вводить бесплатный транспорт и к чему это привело? На все эти вопросы можно попытаться ответить спустя 5 лет после введения в Таллине бесплатного проезда в общественном транспорте.

FFPT — fare-free public transport или free public transport, эта аббревиатура используется в англоязычной литературе.


С чего началось введение бесплатного проезда?

В 2012 году город обслуживало 560 единиц техники: автобусов, трамваев и троллейбусов. На содержание такой транспортной системы из общего городского бюджета Таллина в 530 миллионов евро ежегодно тратилось 53 миллиона евро. При этом продажа билетов (на бесконтактных картах) приносила лишь 17 миллионов евро, из них 5 миллионов евро приходилось на туристов и гостей Таллина.

Таким образом, транспортная система была глубоко убыточна (окупалось 32% расходов) и уже фактически находилась на содержании городского бюджета. Иными словами, за 12 миллионов евро можно было сделать проезд бесплатным для всех жителей Таллина, а появившиеся расходы компенсировать за счёт того, что официально зарегистрироваться в Таллине захотят больше жителей. Каждая 1000 резидентов приносит городскому бюджету в год примерно 1 миллион евро за счёт налогов.

Сделав такие выводы, правительство города решило провести в марте 2012 года референдум среди жителей, по результатам которого 75.5% поддержали введение бесплатного проезда (на референдум пришло 68 059 человек, что составило 20% от общего числа жителей города).

Что предваряло введение бесплатного проезда?

За год до внедрения бесплатного проезда, правительством города были предприняты некоторые подготовительные шаги:

  • было построено 8 км выделенных линий для автобусов;
  • произошло слияние нескольких компаний-операторов транспорта в одну;
  • внедрена новая система проезда по бесконтактным картам, а массовые бумажные проездные были упразднены;
  • в сентябре 2012 года проведена акция «Неделя без машины». Она стала частью большой кампании по привлечению водителей пересаживаться на общественный транспорт. В ходе акции разрешался бесплатный проезд в транспорте при предъявлении водительских прав. В результате этого было замечено увеличение числа пассажиров на 5%.

Какие были поставлены цели?

Правительство Таллина обозначило несколько целей введения бесплатного проезда:

  1. Дать возможность безработным и малообеспеченным жителям свободно перемещаться по городу;
  2. Оживить экономическую жизнь города, повысить потребительскую активность и перемещение трудовых ресурсов. Предполагается, что сэкономленные за счёт проезда деньги жители будут тратить на товары и услуги;
  3. Уменьшить на 10% количество машин в городе за счёт того, что жители предпочтут общественный транспорт; как следствие станет меньше пробок, шума и вредных выбросов (подавляющая масса шума и вредных выбросов исходит от личных автомобилей);
  4. Создать более явную мотивацию для проживающих в Таллине официально регистрироваться и платить налоги в городской бюджет.

С 1 января 2013 года в Таллине заработал бесплатный проезд для жителей города.

Картинки по запросу tallinn free public transport

Какими были первые итоги?

Спустя год появилась возможность посмотреть на результаты внедрения бесплатного общественного транспорта.

Резиденты города

За 2013 год в Таллине зарегистрировалось 10 069 человек, что в два раза превышает средние показатели предыдущих лет. Однако в последующие годы (с 2014) этот показатель вернулся к обычной величине.



Поездки и пассажиры

Количество пассажиров общественного транспорта весной 2013 года увеличилось на 9,4% по сравнению с весной 2012 года, и на 4,9% по сравнению соответствующим периодом лета.

В целом за год количество пассажиров общественного транспорта выросло на 14%.

Однако, как показывает исследование профессора Юсака Тусило, доцента Стокгольмского Королевского университета Технологий, частично этот рост был обусловлен таким фактором, как «hopping passengers», т.е. пассажирами, которые ранее предпочитали ходить пешком на сравнительно небольшие расстояния, но теперь предпочли проезжать их на транспорте. То есть, вместе с ожидаемым переходом водителей личных автомобилей на общественный транспорт, случился и неожиданный переход части пешеходов на транспорт.

Иллюстрация из исследования демонстрирует изменение привычных способов перемещения по городу для жителей в 2012 году (внутренняя часть кольца) и в 2013 году (внешняя часть кольца).



Влияние на количество автомобилей

За год количество поездок на личном автомобиле уменьшилось на 5%. Но в среднем поездка стала длиннее, с 7,98 км на человека до 9,07 км.

Доступность транспорта для малообеспеченных жителей

Общественным транспортом гораздо активнее стали пользоваться социальные группы людей с низким доходом (до 300 евро) и возрастом от 15 до 19 и от 60 до 74. То есть это те категории граждан, для которых стоимость проезда в транспорте является значимым фактором. Например, на 10% возросло число поездок в районе Ласнамае — очень густонаселённом, с высоким уровнем безработицы.

Люди же с высоким доходом (более 1000 евро) стали несколько реже пользоваться общественным транспортом на фоне ожиданий переполненности маршрутов пассажирами.

Уменьшилось количество жителей, которые ранее предпочитали никуда не выезжать из дома и не пользовались общественным транспортом.

Выводы

Посмотрим, насколько правительству Таллина удалось реализовать поставленные цели:

  • Социальные цели
    Введение бесплатного проезда действительно привело к повышению доступности транспорта среди малообеспеченных категорий граждан (студентов, пенсионеров и безработных) и повысило частоту его использования и мобильность жителей.
  • Фискальная цель
    В Эстонии налог на доход физического лица отправляется в бюджет того города, в котором прописан житель. Хотя количество регистраций возросло лишь на небольшой срок, но очевидно, что этому способствовало внедрение бесплатного проезда.
  • Уменьшение использования автомобилей

Здесь достигнутые успехи (5%) не очень велики.

Похожее изображение


Вероятно, дело в том, что сам по себе бесплатный проезд не становится главным фактором, привлекающим пассажиров. На выбор способа передвижения больше влияет скорость и комфорт перемещения. Поэтому в долгосрочной перспективе для достижения заявленных целей нужно применять комплексный подход. Например, строить выделенные линии для общественного транспорта, вводить платную парковку в центре города и ограничения для проезда личных машин.

Отдельно стоит отметить, что транспортная система Таллина не начала устаревать после введения FFTP. Во второй половине 2013 года действие бесплатного проезда расширили на городскую электричку в городской черте. За последние пять лет правительство Таллина вложило в развитие общественного транспорта почти 130 миллионов евро, купив 125 новых автобусов (из которых 25 — гибридные).

Специально для фонда Городские Проекты — Виктор Семёнов.



Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 262 460 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему