Трамвай? Троллейбус? Транслор? Трамваебус? Троллевай? Сами решите

8 декабря 2018 г.

Очень необычная транспортная система существует во французском город Нанси, столице Лотарингии. Называется официально "трамваем", или "шинным трамваем, но по факту это странная смесь "транслора" и троллейбуса.


IMG_3736


Для движения используется один рельс и троллейбусная контактная сеть


IMG_2820



Рельс только направляет, не является контактным


IMG_2765


Как таковые однорельсовые или шинные трамваи, или "транслоры" есть в других городах. Например, в Клермон-Ферране. Есть они также и в пригороде Парижа и в Италии, а также недавно были открыты системы и в Китае. Но там рельс, всё же, контактный, через него идёт напряжение (хотя могут быть участки где транслор идёт автономно). А так, чтобы питание шло от двух проводов по троллейбусному принципу, такое только здесь.


IMG_3206


Когда-то в Нанси были и нормальный трамвай, и нормальный троллейбус. Потом в рамках "борьбы с пробками" всё это выпилили. А в 90-е встал вопрос возвращения всего этого. Ну и, вот, в качестве эксперимента решили сделать вот такую необычную штуку?


IMG_3015


Есть участки без направляющего рельса. Тут это чудо инженерной мысли становится классическим троллейбусом.


IMG_3123


Почему бы было не построить обычный трамвай? Дело в том, что в пригородах Нанси, куда проложена линия, очень сильная рельефность и крутые уклоны.


IMG_3641


Ну а зачем тогда в принципе этот рельс? Можно бы было и без него. Он полезен для быстрого и плавного прохождения резких поворотов


IMG_3493


Ну и это позволяет ехать быстро, не используя рулевое управление, будучи уверенным, что не занесёт куда не надо. Всё-таки штуки - трёхсекционные, в центральной части города лавировать им бы было не так просто.


IMG_3255


Схема единственной линии. Нанси - город небольшой. Фактически линия слева и справа выходит за его пределы. На западе линия доходит до университета, на востоке - до района Большого Нанси - Эссе. Особенно нравятся названия типа "Моя пустыня" (Mon Désert) или "Железная дивизия". Умеют французы красиво назвать.


IMG_2834


Внутренности трамвая


IMG_3076


Сзади вот такие прикольные места для посиделок


IMG_2839


На табло показаны не только остановки, но и 3D-карта


IMG_3291


При заезде на участок с рельсом троллейбус спускает направляющие колёса на специальную платформу, имеющую форму воронки. Колёсики опускаются в произвольном месте, а потом при плавном движении транспортного средства оказываются на рельсе. Т.к. колёс несколько, то и воронок - на всякий случай две.


IMG_3042


Очень забавно наблюдать, как колёсико катается влево-вправо, а потом выравнивается и выезжает на рельсину.


IMG_2888


В обратную сторону трамвай останавливается, приподнимает колёсико и, став троллейбусом, едет дальше.


IMG_2996


Всего два безрельсовых участка на линии. Один — в западной части на крутом уклоне с живописными видами.


IMG_3667


Есть участок, где троллейбус едет прямо по шоссе без тротуара.


IMG_3513


Вперемешку с машинками. Даже выделенной полосы нет.


IMG_3558


Несколько сот метров линия проходит по однополосной улочке. Если бы тут были рельсы, она была бы "однопутной".


IMG_3687


Но рельсов в данном конкретном месте нет, а троллейбусы просто пропускают друг друга по очереди.


IMG_3719


Второй участок находится на востоке линии — в пригородах Сен-Макс и Эссе.


IMG_3102


То же самое — общий поток с машинками.


IMG_3127


Не очень понятно для чего было тут безрельсовый участок организовывать, ведь уклонов тут нет. Похоже, что причина в том, что побоялись сужать дорогу для машинок, ведь "аааавсёвстанет!".


IMG_3029


А вот центральный участок вдоль главной полупешеходной улицы Сен-Жорж. Большинство пассажиров едут сюда или отсюда.


IMG_3789


В самом городе транспорт называется "трамваем".


IMG_3139


"Остановка локомотива"


IMG_3040


Вот даже значки "берегись трамвая"


IMG_3260


Хотя по сути, конечно же, это, скорее, троллейбус. Хоть и с таким странным прибамбасом.


IMG_3167


Звуки, кстати, чисто троллейбусные. Вот эти вииииииу-вииииииуу.


IMG_3080


В некоторых рельсовых местах есть, конечно, небольшая тряска и постукивание. Но все равно нет ощущения, что на трамвае едешь.

IMG_2900


Путевое развитие на конечной Эссе


IMG_2872


И контактная сеть шедевральна.. Нам бы такие кривые! (ой, я, кажется, что-то не то сказал..)


IMG_3481


На многих остановках висят штангоуловители. То есть.. трамвае-троллейбусы могут ещё и ехать на автономном ходу. И они это и делают на пути из парка и в парк. То есть, это не только трамвай и троллейбус, но ещё и автобус!


IMG_2842


Маршрут очень частый. Каждые 3-5 минут.


IMG_3202


Всего используется 25 трёхсекционных машин. Три секции для троллейбуса — это очень круто, для трамвая, особенно европейского — ну так..


IMG_3285


Система направляемого троллейбуса в Нанси открыта в 2001 году.


IMG_3673


Система была экспериментальной. Эксперимент признан неудачным, больше таких трамваев нигде не строили.


IMG_3704


Даже в самом Нанси расширения сети больше не планируется. Были попытки строительства линии 2 по маршруту одноимённого автобуса, в итоге на перпендикулярной трамвайной линии улице в центре повесили даже контактную сеть. Но потом строительство забросили.


IMG_3806


После запуска системы в 2001 году произошло несколько сходов с рельса. Вот да, с этого одного рельса оно умудрялось сойти! Бывали и пострадавшие. В итоге систему в 2002 закрывали на год на ремонт, однако сходы какое-то время случались и после него.


IMG_3026


Мне повезло, жил я в самом центре, трамваебусы ходили прямо под окном :)


IMG_2749


Оказывается, техника ездит с открытым электрооборудованием. Прямо как наши электробусы!


IMG_2759


В общем, будете рядом с Нанси — загляните. Больше вы нигде такого не увидите!


IMG_3214


Ну и видео напоследок. Чтобы представить всё это в динамике. Подъёмы-спуски направляющих колёс — всё есть.


Текст и фото: Георгий Красников. Оригинал поста.


Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему