Очень необычная транспортная система существует во французском город Нанси, столице Лотарингии. Называется официально "трамваем", или "шинным трамваем, но по факту это странная смесь "транслора" и троллейбуса.
Для движения используется один рельс и троллейбусная контактная сеть
Рельс только направляет, не является контактным
Как таковые однорельсовые или шинные трамваи, или "транслоры" есть в других городах. Например, в Клермон-Ферране. Есть они также и в пригороде Парижа и в Италии, а также недавно были открыты системы и в Китае. Но там рельс, всё же, контактный, через него идёт напряжение (хотя могут быть участки где транслор идёт автономно). А так, чтобы питание шло от двух проводов по троллейбусному принципу, такое только здесь.
Когда-то в Нанси были и нормальный трамвай, и нормальный троллейбус. Потом в рамках "борьбы с пробками" всё это выпилили. А в 90-е встал вопрос возвращения всего этого. Ну и, вот, в качестве эксперимента решили сделать вот такую необычную штуку?
Есть участки без направляющего рельса. Тут это чудо инженерной мысли становится классическим троллейбусом.
Почему бы было не построить обычный трамвай? Дело в том, что в пригородах Нанси, куда проложена линия, очень сильная рельефность и крутые уклоны.
Ну а зачем тогда в принципе этот рельс? Можно бы было и без него. Он полезен для быстрого и плавного прохождения резких поворотов
Ну и это позволяет ехать быстро, не используя рулевое управление, будучи уверенным, что не занесёт куда не надо. Всё-таки штуки - трёхсекционные, в центральной части города лавировать им бы было не так просто.
Схема единственной линии. Нанси - город небольшой. Фактически линия слева и справа выходит за его пределы. На западе линия доходит до университета, на востоке - до района Большого Нанси - Эссе. Особенно нравятся названия типа "Моя пустыня" (Mon Désert) или "Железная дивизия". Умеют французы красиво назвать.
Внутренности трамвая
Сзади вот такие прикольные места для посиделок
На табло показаны не только остановки, но и 3D-карта
При заезде на участок с рельсом троллейбус спускает направляющие колёса на специальную платформу, имеющую форму воронки. Колёсики опускаются в произвольном месте, а потом при плавном движении транспортного средства оказываются на рельсе. Т.к. колёс несколько, то и воронок - на всякий случай две.
Очень забавно наблюдать, как колёсико катается влево-вправо, а потом выравнивается и выезжает на рельсину.
В обратную сторону трамвай останавливается, приподнимает колёсико и, став троллейбусом, едет дальше.
Всего два безрельсовых участка на линии. Один — в западной части на крутом уклоне с живописными видами.
Есть участок, где троллейбус едет прямо по шоссе без тротуара.
Вперемешку с машинками. Даже выделенной полосы нет.
Несколько сот метров линия проходит по однополосной улочке. Если бы тут были рельсы, она была бы "однопутной".
Но рельсов в данном конкретном месте нет, а троллейбусы просто пропускают друг друга по очереди.
Второй участок находится на востоке линии — в пригородах Сен-Макс и Эссе.
То же самое — общий поток с машинками.
Не очень понятно для чего было тут безрельсовый участок организовывать, ведь уклонов тут нет. Похоже, что причина в том, что побоялись сужать дорогу для машинок, ведь "аааавсёвстанет!".
А вот центральный участок вдоль главной полупешеходной улицы Сен-Жорж. Большинство пассажиров едут сюда или отсюда.
В самом городе транспорт называется "трамваем".
"Остановка локомотива"
Вот даже значки "берегись трамвая"
Хотя по сути, конечно же, это, скорее, троллейбус. Хоть и с таким странным прибамбасом.
Звуки, кстати, чисто троллейбусные. Вот эти вииииииу-вииииииуу.
В некоторых рельсовых местах есть, конечно, небольшая тряска и постукивание. Но все равно нет ощущения, что на трамвае едешь.
Путевое развитие на конечной Эссе
И контактная сеть шедевральна.. Нам бы такие кривые! (ой, я, кажется, что-то не то сказал..)
На многих остановках висят штангоуловители. То есть.. трамвае-троллейбусы могут ещё и ехать на автономном ходу. И они это и делают на пути из парка и в парк. То есть, это не только трамвай и троллейбус, но ещё и автобус!
Маршрут очень частый. Каждые 3-5 минут.
Всего используется 25 трёхсекционных машин. Три секции для троллейбуса — это очень круто, для трамвая, особенно европейского — ну так..
Система направляемого троллейбуса в Нанси открыта в 2001 году.
Система была экспериментальной. Эксперимент признан неудачным, больше таких трамваев нигде не строили.
Даже в самом Нанси расширения сети больше не планируется. Были попытки строительства линии 2 по маршруту одноимённого автобуса, в итоге на перпендикулярной трамвайной линии улице в центре повесили даже контактную сеть. Но потом строительство забросили.
После запуска системы в 2001 году произошло несколько сходов с рельса. Вот да, с этого одного рельса оно умудрялось сойти! Бывали и пострадавшие. В итоге систему в 2002 закрывали на год на ремонт, однако сходы какое-то время случались и после него.
Мне повезло, жил я в самом центре, трамваебусы ходили прямо под окном :)
Оказывается, техника ездит с открытым электрооборудованием. Прямо как наши электробусы!
В общем, будете рядом с Нанси — загляните. Больше вы нигде такого не увидите!
Ну и видео напоследок. Чтобы представить всё это в динамике. Подъёмы-спуски направляющих колёс — всё есть.
Текст и фото: Георгий Красников. Оригинал поста.