У нас кончаются дороги

24 ноября 2018 г.

Стоите в пробке в Москве? Ну да, мы среди мировых лидеров по пробкам, на уровне Джакарты или Чунцина.

В рейтинге городов с самыми загруженными дорогами TomTom первые места занимают города из развивающихся стран. Развитые страны в топе представляет только Лос-Анжелес, да и тот только на 15 месте.

Одна большая пробка

Некоторые южноазиатские города, погрязшие в пробках, такие как Дхака, Дели и Карачи, даже не попали в этот рейтинг. Их проблемы только ухудшатся из-за роста населения и доходов — это даст дополнительную нагрузку на уже с трудом справляющиеся транспортные системы.

Это данные о дополнительном времени, проведённом в пробках в часы пик, в % от теоретического времени, затраченного при нормальной скорости потока. Москва — на 5 месте (94%), Санкт-Петербург — на 8 (90%). Источник: TomTom

В странах с развивающейся экономикой многие города достигли того момента, когда пропускная способность дорог практически исчерпана. По данным ВОЗ и ФБР, на каждый километр дорог в США, Франции, России и Бразилии приходится 40 зарегистрированных транспортных средств. Сравните это с Ираном, Таиландом, Вьетнамом и Индонезией — во всех этих странах больше 200 транспортных средств на километр. И не случайно, что о пробках Тегерана, Бангкока, Хошимина и Джакарты слагают легенды.

Уступи дорогу, блин

Два фактора на это влияют сильнее. Во-первых, меньше людей владеют транспортными средствами в бедных странах: в Бангладеш — 13 зарегистрированных ТС на 1000 жителей, в Нигерии — 30, в Пакистане — 44, в то время как в самых богатых странах это число превышает 500. А первым транспортным средством людей в регионах с низким уровнем доходов становятся обычно мотоциклы или скутеры, которые занимают меньше места, чем машины.

Россия — на 16 месте с показателем 39,4 ТС на километр. Источник: ВОЗ, ФБР, подсчёты Bloomberg Opinion


Но это не так полезно, как может показаться. С одной стороны, с повышением доходов возрастает и уровень владения ТС. В Таиланде, Вьетнаме и Индонезии столько же транспортных средств на душу населения, сколько и в Великобритании.


Трафик в городе

С другой стороны, двухколёсным тоже нужно место вокруг, чтобы не было аварий. В движении скутеры и мотоциклы занимают в два раза меньше места, чем автомобили. Помимо выхлопных газов, ещё и это стало причиной полных запретов на мотоциклы в некоторых районах Джакарты и Манилы, а также планируемого на 2030 год запрета во всём Ханое.

Указано количество зарегистрированных ТС на 1000 человек. Россия — на 10 месте с показателем 355,8. Источник: ВОЗ, Всемирный Банк, подсчёты Bloomberg Opinion

Один из способов остановить этот шквал — ограничение использования транспорта. Программы регулирования пространства на дорогах, включающие в себя запрет движения некоторых автомобилей в определённые дни, введены в различных городах от Манилы и Мехико до Боготы и Пекина. Лондон взимает плату за въезд в центр — это имеет похожий эффект.

Как вариант, можно вводить ограничения на владение автомобилем или проводить аукционы и лотереи, чтобы не превысить квоту владения. Первая система такого рода была изобретена в 90-е в Сингапуре, и с тех пор появились различные вариации в 5 китайских городах: Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньжене и в довольно спокойном Гуйяне.

Есть ещё более рыночные решения, которые в последнее время больше других привлекают инвестиции и вызывают интерес — каршеринг и автономные автомобили. Они вряд ли повлияют очень сильно. Исследования таких сервисов, как Uber и Lyft, показывают, что они не только заставляют людей отказаться от своей машины, но и отбирают пассажиров у общественного транспорта.

В теории, автономные автомобили могут повысить пропускную способность дорог — им требуется меньшее расстояние до ближайшей машины, чем водителям-человекам. Но пока такая технология остаётся фантастикой, особенно в сложном динамичном окружении городов в развивающихся странах, где полно скутеров, пешеходов, тук-туков и скота.

В долгосрочной перспективе самым эффективным решением станет самое радикальное — развитие общественного транспорта, в частности, метро и электричек, которое позволит полностью убрать трафик с улиц.

Полный поездец

К счастью, это уже началось. За 10 лет с 2013 по 2022 включительно будет построено столько же километров линий метро, сколько за все предыдущие годы с открытия первой линии в Лондоне в 1863. Метрополитены Китая развиваются с бешеной скоростью, Индия постепенно догоняет. Даже такие заторможенные города, как Дхака, Джакарта, Лахор и Лагос наконец строят обособленные сети пригородных железных дорог. Однако вряд ли этого будет достаточно.

Каждый столбец — длина строящихся линий метро по годам в тыс. км. Источник: Международная ассоциация общественного транспорта

Взять Пекин, например. Если какой-то город и должен соответствовать требованиям по перевозке быстрорастущего городского населения, то это должна быть образцовая столица самой амбициозной в инфраструктурном плане страны, когда-либо существовавшей. Но город трещит по швам, несмотря на нормирование пространства, квоты на транспортные средства, совершенно новую систему метро, которая перевозит больше людей, чем нью-йоркская и лондонская вместе взятые, а также ограничениями на место жительства (известными как «хукоу»).

В других странах развивающегося мира мэрии городов слишком бедные, коррумпированные или демократичные, чтобы хотя бы сравниться с пекинской жаждой власти. Им будет гораздо сложнее справиться с растущим населением, не погрузив город в пробки. Если вам нужно видение будущего, просто представьте себе ногу на педали тормоза в вечном заторе.

Источник. Перевел для вас Михаил Чижов. Поддержать редакцию:

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить