Это перевод статьи «Coronavirus vaccines: five key questions as trials begin», опубликованный в журнале Nature 17 марта. doi: 10.1038/d41586-020-00798-8. Перевод: Дмитрий Кремлёв, редакция: Анастасия Нагорняк. Впервые на русском языке опубликовано в Medical Channel, обновлено 30 марта 2020 года.
Процесс разработки вакцины от коронавируса движется семимильными шагами. На этой неделе первые из нескольких десятков добровольцев в городе Сиэтл, штата Вашингтон, получили вакцину в рамках испытания на безопасность, спонсируемых правительством США. Подобные испытания других вакцин начнутся в ближайшее время.
Несмотря на то, что уже начались испытания на людях, без ответа остаются следующие вопросы: каков точный механизм борьбы нашей иммунной системы с данным вирусом, и как ее правильно стимулировать для борьбы с ним, используя вакцину.
Ученые рассчитывают получить ответы в рамках исследований, проведенных на инфицированных людях и животных, однако, несмотря на недостаточную изученность данного вируса, некоторые исследователи убеждены, что отсутствие должного объема информации не должно тормозить испытания вакцины на людях. Другие же опасаются, что если вакцины, разработанные в попыхах, окажутся неэффективными или, что еще хуже, небезопасными, то это может привести к тому, что исследователи вернутся к исходной точке, и в конечном итоге разработка и внедрение вакцины в массы резко затормозится.
Вот некоторые из ключевых вопросов, на которые ученые надеются получить ответ при разработке вакцины от коронавирусной инфекции.
У людей развивается иммунитет?
Вакцины помогают человеку выработать иммунный ответ, не подвергаясь прямому воздействию патогена возбудителя. Исследования других коронавирусов, которые вызывают распространенные простудные заболевания, позволяют большинству исследователей предположить, что люди, восстановившиеся после инфекции SARS-CoV-2, будут защищены от реинфекции в течение определенного периода времени. Но, по словам Майкла Даймонда, вирусного иммунолога из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, штата Миссури, это предположение должно быть подкреплено доказательствами. «Мы не так уж много знаем об иммунитете к этому вирусу», — говорит ученый.
Предварительные результаты после заражения двух яванских макак (Macaca mulatta) вирусом SARS-CoV-2 , опубликованные в интернете 14 марта командой из Китая, показали, что у обезьян наблюдалась лишь легкая форма течения заболевания. Несмотря на то, что исследователи подвергли их реинфицированию после выздоровления, подопытные не заразились. Ученые ищут доказательства того, что у людей вырабатывается иммунитет, аналогичный обезьянам.
Если у людей развивается иммунитет, то как надолго?
Это еще одна большая загадка. Иммунитет в отношении коронавирусов, вызывающих обычную простуду, недолговечен. «Даже люди, обладающие достаточным уровнем антител, все равно могут заразиться», — говорит Стэнли Перлман, коронавирусолог из Университета штата Айова в Айова-Сити.
Более неоднозначные доказательства существуют в отношении двух других типов коронавируса, спровоцировавших эпидемии — тех, которые вызывают тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС, SARS — severe acute respiratory syndrome) и ближневосточный респираторный синдром (MERS — Middle East respiratory syndrome). По словам Перлмана, его команда обнаружила, что после того, как люди восстанавливаются после MERS, их антитела против вируса стремительно снижаются. Также он говорит, что его команда собрала данные, еще не опубликованные, о том, что антитела против атипичной пневмонии присутствуют в организме переболевших людей спустя 15 лет после выздоровления. Но пока что остается неясно, достаточно ли этих антител, чтобы предотвратить реинфицирование. «У нас нет убедительных доказательств долгосрочного иммунитета, но у нас также нет и достоверных данных как по атипичной пневмонии, так и по МЕРС», — добавляет Перлман.
Какую иммунную реакцию на вакцину стоит ожидать?
Испытания первого этапа, которые начались на этой неделе, направлены на определение безопасности вакцины, разработанной компанией Moderna, которая расположена в Кембридже, штате Массачусетс. Но исследователи также внимательно изучают характер иммунного ответа на вакцину.
Вакцина Moderna включает в свой состав РНК-вирус. Как и многие другие разрабатываемые вакцины против SARS-CoV-2, она предназначена для выработки иммунной системой антител, которые распознают и блокируют специфический белок, используемый вирусом для проникновения внутрь клеток человека.
«Я думаю, что это разумно в рамках первого этапа», — говорит Даймонд. Успешная вакцина против SARS-CoV-2 способна стимулировать организм к выработке антител, которые блокируют другие вирусные белки или активируют Т-киллеры, которые могут распознавать и уничтожать инфицированные клетки.
Как мы узнаем, работает ли вакцина?
Обычно вакцины проходят испытания на людях после испытаний на безопасность и эффективность на животных. Однако вакцина Moderna и другая вакцина, разрабатываемая компанией Inovio Pharmaceuticals, штат Пенсильвания, проходят испытания на животных одновременно с испытаниями на людях. Компания Inovio планирует начать первое испытание на человеке в апреле.
«В нештатной ситуации вы можете делать это параллельно», — говорит Барни Грэм, заместитель директора Научно-исследовательского центра вакцин Национального института здравоохранения США в Бетесде, штате Мэриленд.
В докладе о результатах от 2 марта исследователи сообщили об инъекциях вакцины мышам и морским свинкам. Они обнаружили, что животные вырабатывают как антитела, так и Т-киллеры против вируса. Руководитель исследования Кейт Бродерик, старший вице-президент Inovio по доклиническим исследованиям и разработкам, говорит, что ее команда сейчас применила вакцину на обезьянах и в скором времени начнет исследования, в которых вакцинированные животные будут инфицированы вирусом, чтобы проверить ее эффективность. Со слов Грэма, такие «трудные» исследования также проводятся в рамках работы над вакциной Moderna.
Он добавляет, что большие и дорогостоящие испытания относительно способности вакцины предотвратить инфицирование людей не будут продолжаться без достаточных данных, полученных при испытаниях на животных. Ожидается, что по мере того, как исследователи узнают больше об инфекции в результате исследований, проводимых как на людях, так и на животных, они будут лучше понимать, какие вакцины будут работать лучше всего.
Это будет безопасно?
Поскольку вакцины вводятся большому количеству здоровых людей, то обычно у вакцин более высокие критерии безопасности, чем у лекарств, применяемых при лечении больных. При использовании вакцин SARS-CoV-2 основной задачей исследователей в области безопасности является предотвращение явления, называемого усилением болезни, при котором у вакцинированных людей, которые действительно заразились, развивается более тяжелая форма болезни, чем у людей, которые никогда не были вакцинированы. В ходе исследований экспериментальной вакцины против атипичной пневмонии (ТОРС, SARS), о которых сообщалось в 2004 году, у вакцинированных хорьков после заражения вирусом развился гепатит.
Питер Хотес, ученый-вирусолог из медицинского колледжа Бэйлор в Хьюстоне, штата Техас, считает, что потенциальные вакцины должны быть сначала испытаны на животных, чтобы исключить усиление течения болезни, прежде чем перейти к испытаниям на человеке. Он говорит, что понимает доводы в пользу того, что вакцины SARS-CoV-2 нужно в кратчайшие сроки проверять на людях, однако добавляет, что из-за возможности вакцины усиливать течение болезни, не уверен, что оно того стоит.
По словам Грэма, NIH (National Institutes of Health) при тестировании вакцины Moderna перейдет к более масштабным исследованиям на человеке только после того, как исследования на людях и животных подтвердят, что вакцина безопасна. По его словам, риск повышения качества вакцины невелик, но «риск того, что разработка вакцины не будет быстро развиваться, и мы не будем иметь что-то доступное к следующему зимнему сезону, по крайней мере, для тестирования в полевых условиях, — довольно высок».