Проект завершен

Стажировка студентов в Городских проектах

До 1 июня мы сформируем рабочие группы по районам и темам исследований. Со 2 по 9 июня проведём встречи, где составим индивидуальные исследовательские планы, определим параметры исследований, расскажем о методиках исследований. Исследования будут проходить до середины августа, и по мере их готовности будем организовывать защиту проектов для групп наших практикантов.

19 сентября 2013

Исследование велосипедной инфраструктуры Невского Проспекта. Часть 3

В предыдущих постах (раз и два) я рассказал, как сейчас организовано велодвижение на Невском проспекте, какая инфраструктура уже существует, а также дал некоторые данные, количественно характеризующие велодвижение на Невском проспект. Этот же пост о том, что сами велосипедисты думают о передвижении по Невскому на велосипеде.

Последним этапом нашего исследования стал опрос людей, которые ездят на велосипеде. Мы спрашивали их о том, часто ли они передвигаются по Невскому проспекту и насколько это для них удобно. Опросный лист приведён в Приложении 1.
В данном отчете представлены результаты опроса, проведенного на фестивале в г. Санкт-Петербург «За велогород» 13 июля 2013г. Опрос проводился в формате стандартизированного интервью с респондентами. Также нами было проведено интернет-анкетирование посредством распространения веб-формы на интернет-форуме «ВелоПитер» (http://velopiter.spb.ru/forum/). Всего в опросе приняло участие 124 респондента.

Объяснимо, что доля мужчин значительно превышает долю женщин, так как мужчины чаще выбирают велосипед в качестве вида транспорта и интересуются им несколько шире.



Возраст опрошенных варьируется от 18 до 63-х лет, средний возраст респондента составляет 31 год . Распределены респонденты по возрастному признаку следующим образом:



Средний стаж нашего респондента регулярной езды на велосипеде составляет 8,5 лет. Это немаленький стаж и мы в целом можем полагаться на опыт тех, кто принимал участие в нашем опросе. Распределение стажа среди респондентов выглядит так.



Вопрос «что для вас значит велосипед?» предполагал свободный ответ, и, несколько обобщив их, мы получили следующие результаты:



Среди других ответов, набравших менее 4%, встречались такие, как «Друг», «Нравится», «Руль и два колеса», «Средство индивидуализации, стиль».

Вот некоторые примеры ответов респондентов:

Мужчина, 1976 г. рождения, стаж регулярной езды 11 лет:
«Удобное средство транспорта. Возможно разнообразить дорогу на работу и обратно. В смысле, разнообразить, не только выбирая новые пути для езды на велосипеде, но разнообразить средства транспорта — я могу доехать до работы на метро, могу на трамвае. Могу даже пешком дойти, если есть время и настроение. А могу на велосипеде. Такая свобода выбора доставляет удовольствие. Еще велосипед — это часть здорового образа жизни. Способ и стимул выбраться в выходные загород, провести время активно»

Женщина, 1975 г. рождения, стаж регулярной езды 5 лет:
«Транспортное средство, дающее свободу передвижения, и средство поддержания формы как побочный эффект»

Мужчина, 1982 г. рождения, стаж регулярной езды 9 лет:
«Сейчас в России в основном катаюсь за городом для удовольствия, по городу стараюсь ездить пореже (до вокзала, например). Хотя иногда использую и в транспортных целях. К сожалению, слишком опасно сейчас в городе ездить»

Мужчина, 1977 г. рождения, стаж регулярной езды 2 года:
«Дорога, набегающий поток воздуха, многие километры пути, свобода.
Спорт, здоровый образ жизни, развитая мускулатура ног»


Для значительного большинства велосипед является основным транспортным средством, и, скорее всего, он им и является для тех, кто отвечал, что велосипед для него «всё». Этот ответ, как правило, был единственным и не предполагал каких-либо дополнений. Конечно, огромную поправку стоит делать на то, что опрос проводился среди респондентов, так или иначе вовлечённых в велосипедное движение. С другой стороны показательно, что значительная часть тех, кто начинают увлекаться велосипедом, воспринимают его, как основной вид транспорта.


Следующий вопрос предполагал варианты ответа и звучал таким образом: Как часто вы проезжаете Невский проспект? Результаты оказались такими:



Как мы видим, даже среди активных велосипедистов тех, кто ездит по Невскому проспекту ежедневно, не так уж много. Но тех, кто появляется там каждую неделю уже значительное количество, около половины. Многие дополняли свои ответы тем, что стараются избегать его и прокладывать другие маршруты.

Следующий вопрос касался того, где велосипедисты едут по Невскому проспекту. Опрос показал, что значительное большинство велосипедистов едут по проезжей части:



Стоит заметить, что исходя из наблюдений и подсчёта велосипедистов, в правом крайнем ряду для авто, то есть слева от полосы ОТ не ездит абсолютно никто. За две недели наблюдений мы не встретили ни одного такого велосипедиста.

Что же касается того, что некоторые люди стараются избегать проезжать по Невскому, то причины этого более полно отражены в ответах на вопрос «Какие плюсы и минусы вы видите при передвижении по Невскому проспекту?» Здесь так же можно было говорить о нескольких плюсах и минусах, и ответы распределились следующим образом:



Среди других ответов встречались следующие: «Есть велосветофоры», «Мого других велосипедистов», «есть потенциал для велоэкскурсий», «безопасный объезд арок», «пробки», «узкая полоса для общественного транспорта».

Несмотря на то, что многие респонденты находили несколько плюсов, 33% из них не видит плюсы в перемещении по Невскому вообще.

Минусы передвижения по Невскому проспекту, отмеченные респондентами:



Среди других встречались следующие: «неудобное движение на Площади Восстания», «узкий тротуар», «нет велодружесвтенных кафе», «пробки в час-пик», «нет съездов», «шумно».

Вот некоторые примеры ответов:

Женщина, 1977 г. рождения, стаж регулярной езды 10 лет:
«Откровенно говоря, по Невскому на велосипеде стараюсь не ездить. Про проезжей части боюсь, по тротуару неудобно. Стараюсь ехать по параллельным улицам, а если всё-таки Невский, то это 1-2 квартала максимум. Считаю, что на Невском в первую очередь необходима велодорожка»

Мужчина, 1989 г. рождения, стаж регулярной езды 1 год:
«Я не вижу особой разницы с другими улицами города, но выделенка для общественного транспорта вполне полезна»

Мужчина, 1975 г. рождения, стаж регулярной езды 10 лет:
«Двигаюсь по полосам - А (общественного транспорта), хотя и знаю что нарушаю.. При этом стараюсь не создавать помех,— ухожу в во второй ряд(что бы не мешаться по колёсами) при заходе троллейбуса или автобуса на остановку. Обязательно показывая знаками (отмашкой левой и правой рукой) о своих перемещениях. А потом возвращаюсь обратно. Между общественным транспортом и тротуаром не лезу! Проблем с водителями О.Т. на Невском проспекте никогда не имел.»

Мужчина, 1982 г. рождения, стаж регулярной езды 9 лет
«Стараюсь избегать Невского по возможности, т.к. слишком беспокойное дорожное движение, много общественного транспорта, пешеходов. По моему опыту самая проблемная улица в городе (специально подрезали, пешеход пытался напасть и т.п.). По моему мнению эти проблемы связаны с тем, что это главная улица в городе, слишком многие приезжают туда чтобы покрасоваться. С введением автобусной полосы стало непонятно где формально можно ездить велосипедистам. Все ездят, конечно, по полосе для ОТ (кроме тех, кто по тротуарам).»


Как мы видим, среди плюсов люди отмечают удобность Невского проспекта при перемещении по городу. Так как это главная и центральная улица города, потребность в ней крайне велика. В этой связи особенное внимание следует обратить на то, что Невский является не очень комфортным местом для передвижения велосипедистов. Большинство отмечает, что ездить по нему страшно из-за плотного потока автомобилей. Любопытно, что наличие полосы общественного транспорта видится некоторым людям в качестве плюса, потому что передвижение по ней более безопасно. В то же время, это противоречит ПДД и значительную часть велосипедистов это смущает. Напрямую в качестве минусов отсутствие велодорожек назвало небольшое количество респондентов. Это связано с тем, что в Санкт-Петербурге практически нет выделенных полос для велосипеда, а люди при ответе на вопрос подсознательно сравнивали Невский с другими улицами города. Некоторые, например, говорили, что не видят в Невском ни плюсов ни минусов для велосипедов и это обычная городская улица.

Существует два варианта улучшения велосипедной инфраструктуры на Невском проспекте. Первый из них — это узаконить движение велосипедов по полосе для общественного транспорта. Это решение не повлияет на ситуацию значительно, а лишь сделает легальным ту ситуацию, которая сложилась на Невском проспекте сейчас. Но в то же время это будет чёткий знак о том, что велосипед воспринимается властями, как полноправный участник дорожного движения. Несомненно, это решение повлияет на поведение водителей маршрутного транспорта и легковых автомобилей, они станут «ожидать» велосипедиста на проезжей части. В Санкт-Петербурге существует группа активистов, которые продвигают эту идею во власть. Более подробно об этом, и, в частности, о петиции, можно прочитать тут: http://alex-maisky.livejournal.com/1332.html


Подобная практика уже применяется в некоторых городах мира:

Париж:


Мехико:


Мюнстер:


Второе, куда более сложное, и, вероятно, непопулярное решение состоит в том, чтобы построить на Невском проспекте велодорожки. Безусловно, для принятия подобного решения нужна не только административно-политическая воля, но и глубокое исследование. Можно лишь отметить, что в отличии многих Европейских широких улиц артериального значения в центре города, где велодорожки были построены, на Невском запрещена парковка автомобилей, что является очень положительным фактором. С другой стороны, исследования показали, что тротуары на Невском итак с трудом справляются с потоком пешеходов и строить велодорожку за счёт тротуара никак нельзя. Скорее всего, придётся отказаться от одной полосы для автомобилей и на что может повлиять такое решение, сейчас неясно. Но, исходя из того, что приоритет в благоустроенном городе должен отдаваться велосипедисту перед личным легковым автомобилем, сооружение велодорожки видится необходимым. Да и, в конце концов, если Санкт-Петербург будет становиться более удобным для горожан, сеть велодорожек здесь всё равно появится, рано или поздно. А подобная сеть без велодорожки по самой важной и красивой улице города будет выглядеть, мягко говоря, странно.



Стоит отметить, что сооружение велодорожек никак не повлияет только на одну из выделенных проблем — загазованность. Хотя, может быть, в этом случае на Невском станет меньше автомобилей. Такие проблемы, как плотный трафик, казус с полосой ОТ, коллейность, припаркованные автомобили, а так же проблемы с пешеходами будут полностью устранены с появлением велосипедных дорожек. Что же касается проблем, связанных с поворотом направо и поведением автомобилистов, то эти проблемы будут решены в значительной мере.

Невский проспект обладает выделенной полосой для общественного транспорта, а сооружение велодорожки в такой ситуации требует специального подхода. Вот как реализованы подобные решения в других городах мира:

Амстердам:



Здесь, конечно, не совсем похожая ситуация — автобусная линия совмещена с трамвайной и находится в центре (как на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге). Но, может, стоит рассмотреть подобное решение и на Невском проспекте. Зато велосипедист чувствует себя абсолютно комфортно в отсутствии припаркованных автомобилей и останавливающегося общественного транспорта.

Вашингтон:



Необычное решение было найдено на одной из центральных улиц Вашингтона, Пенсельвания-стрит. Здесь велодорожки расположены по центру улицы, а любые повороты велосипедисты обязаны совершать, превращаясь в пешеходов (на фото виден соответствующий знак). Это решение видится очень удачным для Невского проспекта, так как огромное количество велосипедистов пользуется им, как магистралью, их цель — проехать его от начала до конца. В то же время, общественный транспорт на такой улице остаётся существовать абсолютно в таких же условиях, в каких существовал и до построения велополосы.

Копенгаген:



Это ещё один вариант построения транспортной инфраструктуры: здесь и маршрутный транспорт, и велосипеды двигаются в правой стороне проезжей части. Конечно, главная проблема такого решения поворот направо. Здесь мы видим, что поворачивающий транспорт пересекает велодорожку, но, так как она покрашена в другой цвет, делает это с должным вниманием. Остановки общественного транспорта расположены на островках и не доставляет неудобств тем, что движется по велодорожке. Кстати говоря, такое решение позволит ещё несколько разгрузить тротуар, но наиболее сильно повлияет на способность улицы пропускать легковые автомобили.

И в дополнение можно привести в пример Будапешт, где недавно на улице, где уже была велодорожка, соорудили выделенную полосу для маршрутного транспорта, разрешив велосипедистам передвигаться и по ней. В этом случае вы сами можете выбрать, какой путь для вас предпочтителен — более безопасный или более скоростной.

Будапешт:


Можно взглянуть и на видео тест-драйва этого нововведения:



Напоследок скажем, что также, одновременно со строительством велополс, необходимо ввести наказание за нарушение правил для велосипедистов. В ходе нашего исследования было выявлено огромное количество небрежной езды и нарушений правил ПДД. Не очень хочется, чтобы спрос на велодорожки, который будет расти каждым годом, выражался в количестве ДТП с участием велосипедистов.

В последнее время участились случаи, когда сотрудник ГИБДД останавливал велосипедиста и просил его съехать на тротуар, потому что из-за существования полосы для общественного транспорта по Невскому проспекту на велосипеде ездить вообще запрещено. Получается, что с точки зрения закона главная улица города сейчас для велосипедистов закрыта. Конечно, в цивилизованном городе такого происходить не должно. Мы надеемся, что хотя бы некоторые из предложенных решений будут взяты властями на вооружение, потому что игнорировать тот факт, что велосипедистов в Санкт-Петербурге становится всё больше, нельзя.

Комментарии 2
gorch 19.09.2013 16:16:57
Блин, все фотографии перепутаны, все. грустный
   
user2342328 19.09.2013 16:24:43
А почему нет ни одной фотографии Невского, собственно, проспекта?
   

Рассказать всем друзьям о «Городских проектах»:

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: