Проект завершен

Пешеходные переходы

Есть такой стереотип, что самыми безопасными являются подземные либо надземные переходы. Их радостно строят власти, показывая свою заботу о жителях. На самом деле это не совсем так. Разделение пешеходных потоков и автомобильных хороши на крупных автомагистралях, или на загородных трассах. В городе же, на местных улицах, попытка осложнить путь пешеходу только провоцирует его на нарушение правил. Мы досконально изучили проблему внеуличных переходов и рады поделиться с вами статьями об этой проблем

10 марта 2014

ГИБДД хочет отправить пешеходов под землю

Автор — Максим Кац

В связи с известными событиями я какое-то время не писал на свои темы, но ситуация, похоже, затягивается. Понятно, что новостная повестка сейчас такая, что ситуация с пешеходным движением в городах вряд ли выйдет на первый план, но я все же попробую проинформировать вас о важном событии в этой сфере.

Тут на днях Росстандарт утвердил поправки ГИБДД. Они заключаются в том, что теперь появится больше светофоров, наземные переходы станут ярче и солнечней, а также планируется ещё больше подземных и надземных переходов для трехполосных и более дорог. Раньше вид перехода рассчитывался по сложной формуле, которая включала в себя расчет количества машин, пешеходов и так далее. Сейчас задачу упростили и всё, что нужно — посчитать количество полос.

Совершенно непонятно, зачем финансировать и строить переходы на небольших городских улицах. Если бы авторы этих изменений посмотрели исследования Городских проектов, почитали бы книжки и посмотрели бы иностранный опыт, то они бы знали, что хорошего в подземных и надземных очень мало. Но они не читали.

Было:


Стало:


Председатель странного общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов с гордостью заявляет, что это шаг вперед. В своем интервью радиостанции «Вести ФМ» вышеупомянутый председатель говорит об острой необходимости вливания средств в строительство подземных и надземных переходов. Срочность переоборудования человеческих переходов-зебр в сложные переходы с лестницами зависит от финансирования.

Будем надеяться, что дальше громких заявлений это дело не пойдет, и все учтут опыт западных коллег, которые совершают обратные преобразования и регулярно проводят работы по избавлению от подземных переходов как рассадника множества преступлений, опасного объекта, места жительства бездомных и главной проблемы маломобильных граждан.



Что самое интересное, одна из главных целей, ради которой роют и надстраивают переходы — безопасность — не достигается. Например, в районе станции метро Щукинская из трёх мест, где происходят самые частые ДТП с пешеходами, два находятся непосредственно над подземными переходами.

Игнорирование пешеходами «безопасных» переходов объясняется: во-первых, естественным желанием сократить путь; во-вторых — неудобным расположением переходов; в-третьих — наличием препятствий в виде лестниц. Но это индивидуальный выбор пешехода — рисковать своей жизнью.



Подземные переходы — абсолютное зло для города во всех случаях, кроме тех, в которых, речь идёт о пересечении скоростных магистралей. Городские Проекты скоро выпустят на этот счёт большое исследование.

Особенно опасны и вредны переходы для маломобильных групп граждан. Речь тут далеко не только об инвалидах: это все люди старше 60 лет, все кто перемещается с грузом (например, с чемоданом), люди с детскими колясками, люди, получившие травмы или болеющие.

В России таких граждан чуть меньше трети, но касается данная проблема каждого. Беда не в том, что изменения неточные и ошибочные, а в том, что из-за них многим гражданам сложно выйти на улицу и неприятно гулять, поэтому они сидят дома, сидят на работе, сидят в машинах.



Действующие нормы проектирования внеуличных пешеходных переходов - это ТСН 32-302-2003 г.Москвы (МГСН 1.03-02). Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах.
До выпуска этих нормативов адекватного проектирования внеуличных пешеходных переходов не существовало - что-то было оговорено в нормах о мостовых сооружениях, но далеко не полным образом.

В 2000-х годах произошли две трагедии, связанные с подземными пешеходными переходами — взрыв на Пушкинской площади и трагедия на Немиге в Минске. В первом случае пострадавших было больше от давки в переходах, нежели от взрыва; во втором причиной гибели людей была только давка в переходе. После этих событий решено было разработать нормы, которые бы не позволили бы таким ситуациям повториться и регулировали ширину и другие параметры подземных и надземных пешеходных переходов.

В целом, в документе применяется разумный подход к проектированию переходов. В каждом отдельном случае должен быть подсчитан пешеходный поток — причем он изучается как на момент строительства, так и на ближайшее время (составляется прогноз); изучается местоположение будущего перехода (учитываются, например, вокзалы, близость которых автоматически делает его шире), и только после этого подсчитываются параметры будущего перехода.

Вопросы в документе вызывает только одно — часть, где регулируется возможное местоположение перехода, то есть где в принципе можно его построить. Так вот, можно практически везде: при ширине улицы больше 14 метров (это две полосы в каждую сторону), при величине пешеходопотока больше 1500 человек в час, на перекрестках улиц с нерегулируемым правоповоротным движением более 300 автомобилей в час и так далее. В общем, раздел говорит о том, что внеуличный пешеходный переход - это средство решения транспортных проблем в узлах улично-дорожной сети (т.е. можно путем строительства перехода развести поток транспорта и пешеходов, отдав предпочтение транспорту), на магистральных дорогах (убрав пешеходный светофор, можно сделать магистраль непрерывного движения, опять-таки отдав предпочтение транспорту) и на отдельных участках в случае, например, частых ДТП (предпочтение опять-таки отдается транспорту — не идет речи об ограничениях движения автомобилей).

По идее, приоритет интересов транспорта - тем более личного транспорта - над интересами пешехода нигде нормативами как раз не установлен. Тем не менее, негласно, видимо, считается, что автомобиль важнее пешехода - отсюда и такое следствие.

Комментарии 1
user5732984 09.05.2014 22:54:31
Я не согласен, что подземный переход это зло.
Зло для обычного пешехода - это опасность, создаваемая неопределённостью правил дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе.
Правилами не возбраняется успеть проскочить перед пешеходом,
чем поощряется опасное поведение водителя, который ведь может и не успеть проскочить.
Пешеходные переходы на регулируемых перекрёстках как правило нерегулируемы в отношении поворочивающих потоков автомобилей.
Недавно хотели в проекте ГОСТа (кажется, Р 52289) запретить пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе светофорного регулирования, но похоже, не получится.
Наши подземные переходы ещё не такие страшные, как подземные улицы Гуанхуато:
https://maps.google.ru/maps?q=%D0%93%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%85%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%BE+-+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C+(%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE+%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C),+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C,+%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0&hl=ru&ie=UTF8&ll=21.016107,-101.252387&spn=0.002033,0.003272&sll=29.430029,-101.151123&sspn=1.92323,3.35083&oq=%D0%93%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%85%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%BE,+%D0%9C%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0&hnear=Guanjuato+-+Marfil+(Camino+Real)&t=m&z=18&layer=c&cbll=21.01611,-101.252483&panoid=ZpIwPOLtjjSyEt-pQtsalg&cbp=12,55.04,,0,3.66
   

Рассказать всем друзьям о «Городских проектах»:

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: