В середине декабря лондонский Департамент транспорта выпустил отчёт, в котором привёл данные: количество пешеходов и велосипедистов на улицах британской столицы значительно выросло с начала пандемии. Это связано с изменением транспортных привычек жителей Лондона, начавшихся после введения карантина по всей стране в марте 2020-го.
Вслед за указаниями правительства оставаться дома и ограничивать контакты с другими людьми, лондонцам посоветовали не пользоваться общественным транспортом и по возможности ходить пешком или ездить на велосипеде. Чтобы это стало возможным, Дептранс реализовал программу Streetspace — временные изменения, которые создали сеть стратегических веломаршрутов, освободили место для безопасных прогулок пешеходов и успокоили трафик в жилых районах.
Результат не заставил себя долго ждать: если с января по март средняя доля поездок на велосипеде или пешком составляла 29%, то с апреля по июнь — уже 46%.
Затем власти ослабили ограничения, и люди начали возвращаться в общественный транспорт. Однако доля пеших прогулок и поездок на велосипеде с июля по сентябрь осталась выше допандемического уровня — 37%. Дептранс Лондона отмечает, что ежедневные прогулки стали для людей самым доступным и недорогим способом быть физически активнее.
Прошлый год был настолько особенным, что формат отчёта Дептрансу пришлось несколько изменить. Если до этого там брали транспортные привычки за календарный год, то в новом отчёте появился отдельный раздел, посвящённый происходившим с марта изменениям.
По словам Уполномоченного по правам пешеходов и велосипедистов Уилла Нормана, эти данные показывают, как сильно пандемия повлияла на то, как перемещаются жители Лондона по городу. «Многим понравилось, что улицы стали спокойнее, и это будет иметь долгосрочный эффект — и люди продолжат всё чаще ходить пешком и ездить на велосипеде».
Норман также отметил, что без принятых городом мер (которые удалось ввести достаточно быстро за счёт недорогих решений в стиле тактического урбанизма) количество личных автомобилей бы выросло — и город мог бы с этим уже не справиться. «Реализуя дальше программу Streetspace, мы сможем опираться на возросшее число пешеходов и велосипедистов и выйти из пандемии совсем другим городом — более зелёным и экологически чистым».
Средства на это уже выделены: по соглашению с правительством в ближайшие полгода лондонский Дептранс получит как минимум 75 миллионов фунтов стерлингов (более 7,5 миллиардов рублей) на развитие пешеходной и велоинфраструктуры, а ещё 20 миллионов из Фонда развития активных способов передвижения по городу распределят между районами Лондона.
А в Москве гордятся первым местом в рейтинге TomTom по пробкам. Так и живём.