Массовая автомобилизация — относительно новое явление в истории. Принято считать, что ее спусковым крючком послужил момент начала продаж автомобиля Ford Model T в США в 1908 году. Однако, по разным регионам мира это явление распространялось неравномерно: в США она началась в 1920–1930-х гг. и продолжилась после Второй мировой войны; в Западной Европе резкий подъем распространенности автомобилей произошел в основном в 1950-е гг., в России, а затем в Китае и Индии она идет с 1990-х гг.
За годы автомобилизации в наиболее развитых странах теоретическим и практическим путем было установлено, что крупные города невозможно приспособить для нужд автомобилистов: сколько дорог ни строй, их всё равно на всех не хватит, люди будут стоять в пробках и дышать выхлопными газами. Поэтому была выработана система приоритетов, согласно которой развитие города должно быть направлено, во-первых, на удобство пешеходов и велосипедистов, во-вторых, на совершенствование работы общественного транспорта и лишь по остаточному принципу на удовлетворение нужд владельцев автомобилей.
В Ярославле стали повторять ошибки ранней автомобилизации, когда улицы проектируются под нужды автомобилистов. В частности, перед тысячелетним юбилеем города под предлогом борьбы с пробками были убраны трамваи с центральных улиц города, расширен Московский проспект и на этом проспекте построены надземные пешеходные переходы, которые невозможно воспринимать иначе, как издевательство над пешеходами (особенно над маломобильными). Борьбе с пробками эти меры ожидаемо не помогли. Расширенный Московский проспект стоит каждый будний день утром и вечером, также на нем происходят аварии, в том числе из-за того, что эта улица в какие-то часы превращается в бессветофорную «взлётную полосу».
На днях мэрия города Ярославля выставила на портале госзакупок работы по организации подготовки проектной документации на реконструкцию Ленинградского проспекта от ул. Волгоградской до ул. Строителей. Это заведомо плохой дорожный проект в черте города. Ширина проезжей части — 15 м в каждом направлении, то есть проектируется восьмиполосная магистраль. При этом планируется построить три надземных перехода (ул. Волгоградская, ул. Бабича, ул. Строителей). Единственный плюс этого проекта — продление линии троллейбуса до «15 микрорайона».
Некоторые детали проекта — из учебника «как делать не надо»:
- Восьмиполосная магистраль (четыре полосы в каждую сторону) в черте города. Неудобна для перехода, создаст большое количество шума и выхлопов для жителей окружающих домов. Необходимо сузить эту улицу в проекте хотя бы до трёх полос в одну сторону.
- Надземные пешеходные переходы. Усложняют переход улицы и увеличивают его во времени. Провоцируют людей перебегать улицу и повышают аварийность. Ограничивают доступность города для маломобильных граждан. Крайне дороги в строительстве и содержании. Их строить не нужно.
- Заездные карманы для общественного транспорта. Требуют от водителя автобуса и троллейбуса дополнительных маневров, что приводит к потерям времени. Могут привести к перепрыгиванию пассажиров через лужи, если водитель не будет в заезжать в карман. Лучше отказаться от этой идеи.
- Отсутствие велоинфраструктуры. При наличии инфраструктуры велосипед может стать полноценным средством транспорта в городе. Велодорожки должны присутствовать хотя бы в новых проектах по развитию городских улиц. Нужно же с чего-то начинать!
- Отсутствие трамвайной линии в проекте. Можно обсудить продление трамвайного маршрута №7 до улицы Строителей со строительством разворотного кольца.
- Продление троллейбусной линии до улицы Строителей. Единственная на сегодняшний день положительная сторона проекта.
Способы борьбы с пробками уже известны: строительство трамвайных линий и организация выделенных полос для общественного транспорта, приобретение комфортабельного подвижного состава, строительство велодорожек и организация платных парковок. Тот проект, который предлагает мэрия, практически не поможет решить проблему пробок. Концептуально это абсолютно устаревший проект, и мы будем бороться, чтобы он не был принят ни в каком виде.