Трамвайная остановка «улица Горького» в центре Иркутска находится на участке улицы с необычной конфигурацией: движение возможно только слева от трамвайных путей, по одной полосе.
Остановка работает только в одну сторону: трамваи, идущие в противоположную, тут не останавливаются. Это делает неудобным использование трамвая и ухудшает всю транспортную систему в целом: рядом находятся остановки автобусов и троллейбусов, на которые неудобно пересаживаться. Расстояние между соседними остановками трамвая — «улица Ленина» и «улица Степана Разина» — 1150 м, это слишком много. Такие расстояние между остановками возможно при низкой плотности застройки, но никак не в центре города. Из-за этого трамвай теряет пассажиров.
300-метровые радиусы охвата трамвайных остановок. Голубым — в сторону вокзала, розовым — в сторону рынка
Мы провели исследование: изучили пассажиропоток трамваев, проходящих через эту остановку, проанализировали поведение пешеходов и транспортных средств на участке.
Исследование не подтвердило изначальную гипотезу, что транспортное поведение пассажиров трамвая на соседних остановках существенно отличается в зависимости от направления движения и наличия остановки «улица Горького». Эта зависимость не обнаружена. Однако это наблюдение дало информацию о том, сколько людей проезжает обычно в вагоне трамвая в разное время суток.
Анализ поведения пешеходов и водиелей показал, где на самом деле переходят улицу пешеходы, что велосипедисты едут от Марата до Ленина там, где им нельзя ехать по правилам, и что водители проезжают по Горького от Марата справа от путей, хотя это запрещено.
На основании полученных данных мы составили таблицу, которая показывает соотношение пассажиров трамвая и автомобилей на данном участке. Пассажиров трамвая больше, особенно на участке от Марата до Горького, и это при том, что трамвайная линия используется неэффективно из-за редкого расположения остановок.
Также мы обнаружили проблему блокирования трамвая автомобилистами из-за нарушений: выезда под запрещающий знак и выезда на трамвайные пути при наличии затора за ними.
Мы предлагаем создать на участке трамвайную остановку в сторону вокзала. Это позволит уменьшить разрыв между соседними остановками, улучшить доступность соседних объектов для пассажиров, упростит и ускорит пересадки между видами транспорта.
Кроме того, мы предлагаем нанести на места, где водители блокируют движение трамваев, «вафельную» разметку, установить камеры контроля остановки, а на остальных участках, где это возможно, обособить линии трамвая бордюром.
Ознакомится подробнее с нашими предложениями и ходом исследования можно в полной версии отчёта