4 декабря 2013 года на публичные слушания выносится проект трассировки линии трамвая в районах Бирюлёво-Западное и Бирюлёво-Восточное. По вновь разработанному проекту Института Генплана трамвайные линии в районе Бирюлёво-Западное образуют петлю, проходя по Харьковской улице и Булатниковскому проезду с одной стороны, и Востряковскому проезду – с другой стороны. Разворотное кольцо планируется разместить в промзоне южнее перекрёстка Булатниковского и Востряковского проездов, где линии будут соединяться.
В новом проекте частично учтены рекомендации фонда «Городские проекты», направленные в Институт Генплана 5 сентября 2013 года. В частности, теперь линиями трамвая охватывается большая площадь района Бирюлёво-Западное. Кроме того, трамвай заходит теперь в район с улицы Подольских Курсантов на квартал ранее – по Харьковской улице (в предыдущем проекте линия заходила в жилые кварталы лишь на Булат-никовской улице, до которой шла по промзоне). Большим преимуществом данного проекта является трассирование линии из района Бирюлёво-Западное в Бирюлёво-Восточное (по предыдущему проекту трамвай оканчивался у железнодорожной линии Павелецкого направления, а продление трамвая в Бирюлёво-Восточное предполагалось в долгосрочной перспективе.
Однако линия имеет ряд недостатков:
1) В Бирюлёво-Западном трамвай хотят проложить не по центру района, а по его окраинам. Предложена линия по Востряковскому проезду, который застроен домами только с одной стороны. Местами линия идёт по территории, занятой гаражами, которые необходимо будет сносить, что вызовет затраты и недовольство жителей. Основной недостаток проекта: число жилых домов, от которых до трамвая можно дойти пешком, слишком мало. Также без трамвая останутся северные кварталы Бирюлёво-Западного. Это не будет удобно жителям.
2) Трамвай совершенно не охватывает район Бирюлёво-Восточное, который в два раза больше Бирюлёво-Западного по площади и в полтора раза больше по населению. Институт Генплана спроектировал конечную остановку на Элеваторной улице. Вглубь района линия не заходит. Люди по-прежнему будут вынуждены ездить до метро на автобусах по пробкам. Необходимо сразу требовать прокладку внеуличного трамвая в Бирюлёво-Восточное.
3) Проектом предусмотрено слишком малое число остановок: они расположены на расстоянии не менее 700 м друг от друга. Редкие остановки повышают скорость трамвая, но это делает трамвай неудобным для жителей Бирюлёво, которым придётся идти лишние 300-400 м от дома до остановки.
4) Трассировка линии трамвая по улице Подольских Курсантов к станции метро «Пражская» неоптимальна, а другие варианты (например, к станции метро «Кантемировская» или «Царицыно») не рассматривались.
«Городские проекты» рекомендуют рассмотреть следующие изменения:
1) Предусмотреть развитие трамвая в Бирюлёво-Восточном: продолжить существующую в Генплане линию от Элеваторной улицы по Бирюлёвской и Загорьевской улицам. Линия пройдёт по густонаселённым кварталам и обеспечит удобный подвоз к станциям метро. Необходимо требовать линию от Бирюлёво-Восточного к станции метро «Царицыно». Путь на трамвае до метро будет гораздо быстрее, чем по пробкам на автобусе!
2) В районе Бирюлёво-Западное трассировать линию по Харьковской, Медынской, Булатниковской улицам и далее по существующему варианту Института Генплана – по Булатниковскому проезду до конечной остановки Бирюлёво-Западное с обеспечением пересадки на автобус №37 и другие автобусы. Места для прокладки трамвайной линии на нечётной стороне Медынской улицы и чётной стороне Булатниковской улицы достаточно: жилые дома расположены в отдалении от проезжей части.
3) Вывести трамвай с улицы Подольских Курсантов на Харьковский проезд на 400 м севернее, чтобы трамвай проходил в пешеходной доступности от жилых домов.
4) Для устранения «разорванности» центров районов Бирюлёво-Восточное и Бирюлёво-Западное – рассмотреть возможность строительства трамвайной эстакады или тоннеля от Булатниковской до Михневской улиц с выходом на Бирюлёвскую и Загорьевскую улицы. Железная дорога перестанет быть бирюлёвской Берлинской стеной!
5) Внутри жилых кварталов организовать остановки на расстоянии 300-500 м друг от друга, вне жилых кварталов – до 1000 м.
«Городские проекты» просят всех жителей Чертаново, Бирюлёво-Западного и Бирюлёво-Восточного во время общественных слушаний обязательно поддержать строительство новой линии скоростного трамвая и вместе с тем требовать внесения изменений в проект по пунктам, предложенным нами.