Перекресток улицы Софьи Перовской и улицы Воровского находится в самом центре Мурманска. Вокруг него много важных городских объектов: областная Дума, областная филармония, музыкальный колледж, Дворец культуры имени С.М.Кирова и стадион «Строитель». Разумеется, перекресток оживленный, каждый день его переходит очень много людей.
Но в 2015-2016 году власти реконструировали здание филармонии и убрали один из двух переходов на Софьи Перовской. Место было удобное, и пешеходы начали перебегать улицу. Недавно наши мурманские сторонники проверили, так ли все плохо. Оказалось — именно так, перебегают часто: и взрослые, и молодежь, и пенсионеры, и даже родители с колясками. Неудивительно, что людей здесь уже сбивали автомобили.
Мы предлагаем властям обезопасить горожан и усовершенствовать организацию движения на перекрестке. Каким образом?
Полноценный переход
Пешеходы все так же пересекают улицу в месте бывшего перехода у входа в здание филармонии. Для их безопасности переход со знаками и разметкой необходимо вернуть.
Островки безопасности
Современные нормы градостроительства позволяют строить их почти на любой улице, но власти городов России, к сожалению, часто этим пренебрегают. А ведь у островков безопасности много преимуществ:
- Сужают проезжую часть и немного ее «искривляют», поэтому водители заранее притормаживают у пешеходного перехода.
- Делят проезжую часть на два участка с односторонним движением, так что пешеходы переходят улицу в два подхода: с тротуара до островка и с островка до тротуара, с остановкой. Благодаря этому для машин пропускная способность перехода увеличивается.
- Позволяют пешеходам следить за одним участком дороги, а не крутить головой туда-сюда. Это особенно важно для маленьких детей, пожилых людей и людей с сенсорными нарушениями.
- Избавляют водителей от внезапных пешеходов, неожиданно выныривающих из-за машин на встречной полосе в заторах.
Выступы тротуара
Чем лучше друг друга видят пешеходы и водители, тем улица безопаснее. Проблемы видимости решат выступы тротуара:
- Припаркованные автомобили перестанут загораживать вид всем участникам движения, появятся треугольники видимости.
- Радиус поворота станет меньше, водители начнут заранее притормаживать и вести себя осторожнее на этих участках.
- Переход окажется короче, люди будут быстрее его пересекать, и водителям придется ждать меньше.
- Появится возможность построить плавные съезды с тротуара на проезжую часть без потери площади тротуара.
- Дополнительное место можно использовать для газона или биодренажа.
Направляющие островки
Большие неиспользуемые площади перекрестков иногда дезориентируют водителей, что приводит к авариям. Направляющие островки преобразуют ненужный асфальт в нужный и направляют движение. Благодаря им радиус поворота уменьшается, поэтому трафик успокаивается, что делает перекресток безопаснее.
Ограничение скорости
По данным Всемирной организации здравоохранения, высокая скорость - главная причина автокатастроф. Поэтому мы предлагаем установить скоростной режим 30 км/ч от проспекта Ленина до улицы Карла Маркса по Комсомольской и Софьи Перовской и на примыкающем участке улицы Профсоюзов.
Такой скоростной режим сделает эти участки безопаснее и для пешеходов (автомобилям так проще тормозить перед переходами), и для водителей (скорость трафика станет более однородной, сейчас этому мешают парковки и выезды из дворов). Еще один плюс - меньше шума.
Реорганизация парковки
На участке улицы Воровского, примыкающего к улице Софьи Перовской со стороны площади Пять углов, паркуют автомобили. Парковка неорганизованная, там даже нет разметки. Мы предлагаем нанести разметку под углом таким образом, чтобы парковаться можно было задним ходом, а выезжать - передним. Так видимость для водителей станет гораздо лучше, значит, меньше рисков для аварий..
Дополнительное освещение
Наше исследование показало, что нынешнего освещения на перекрестке не хватает. Мы предлагаем обустроить там контрастное освещение - его цвет отличается от основного на улице. Так пешеходы станут заметнее для водителей.
Мы рекомендуем претворять эти предложения в жизнь в два этапа. На первом — изменить разметку и знаки, чтобы водители успели привыкнуть к ним. На втором — заняться полноценной реконструкцией перекрёстка с обустройством островков безопасности, выступов тротуара и направляющих островков.
Отчёт об исследовании в формате PDF можно посмотреть по ссылке. Мы уже отправили его в городскую администрацию, а также предложили администрации восстановить переход у Мурманской областной филармонии и рассмотреть наши идеи на ближайшем заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения.
Фонд «Городские проекты» работает исключительно на пожертвования сторонников. Поддержите нас, чтобы мы делали большие и важные исследования чаще!
В исследовании принимали участие: Антон Алимов, Ольга Преснякова, Александра Клепцова, Александр Титов, Александр Любимов. Отдельная благодарность за фотосъёмку Игорю Агеенко.