Эксперимент с турникетами

21 января 2014 г.

Илья Варламов:

Нет большей глупости, чем турникеты на общественном транспорте. Как-то давно в Москве во всех автобусах, троллейбусах и трамваях установили турникеты и велели входить только через переднюю дверь. Сделано это было для того, чтобы учитывать всех пассажиров - МосГорТранс раньше жульничал на льготниках и выбивал себе большие субсидии. Из-за того, что правительство Москвы не могло цивилизованно разобраться с воришками в МосГорТрансе, страдать начали честные пассажиры.

Почему мы все любим метро? Метро предсказуемо. Вы знаете, что если выйти из дома в 9:00, то на работе вы будете в 9:45. Поезда ходят каждые 2 минуты, время в пути, если никто не падает на рельсы, тоже можно спрогнозировать с точностью до минуты. Это главное преимущество метро перед личным автомобилем.

Теперь возьмем трамвай. Как сделать трамвай привлекательным для пассажиров? По идее, хороший скоростной трамвай еще удобнее метро. В метро вы тратите слишком много времени на спуск и подъем на станции, да и сами станции не всегда расположены под рукой. Трамвай лишен этих недостатков: он находится на одном уровне с улицей, вам не надо спускаться под землю. Остановки трамвая расположены в спальных районах, многим людям удобнее было бы ездить по делам исключительно на красивом трамвайчике. Что мы имеем на деле? На деле мы имеем справедливые замечания пассажиров: «Ахаха, трамвай? Это тот, который ждать неизвестно сколько? Это тот, который еле едет?»

В прошлом году Дептранс решил провести эксперимент и убрать на одном из маршрутов турникеты. Целью эксперимента было обкатать систему, когда будет вход во все двери. Эксперимент делался для экспресс-маршрутов и трамваев нового поколения.

Для эксперимента был выбран 17-й трамвай. Этот маршрут один из самых заполненных (70 000 пассажиров в сутки), на нем минимальные интервалы (2.5 минуты в час пик), он полностью проходит по обособленному полотну, его трасса не совпадает с другими маршрутами.


Городские проекты провели исследование во время эксперимента и выяснили, что 65% времени трамвай стоит на остановках. Посадка и высадка пассажиров занимает больше времени, чем движение.

На некоторых остановках ситуация вообще была ужасная. Посадка длилась 5 минут, но даже за это время все желающие в трамвай войти не могли и оставались ждать следующего.


После того, как турникеты сняли, стоянка стала занимать 43% времени поездки. Кроме того, значительно сократились очереди на посадку. Значительно увеличилась скорость движения трамвая.


Экономия времени в пути после введения бестурникетной системы и оптимизации светофоров составила 54%!


Мы провели опрос пассажиров и выяснилось, что 70% пассажиров заметили, что трамвай начал ходить быстрее, почти все опрошенные отметили, что трамваем стало пользоваться удобнее.


Вы сейчас хотите сказать, что турникеты нужны, чтобы бороться с зайцами? Это очередное заблуждение.

Во-первых, тот, кто не хочет платить за билет, не будет платить за него и с турникетами, и без них. Всегда можно войти быстро через заднюю дверь, можно пролезть под турникетом. Посмотрите на электричку: куча зайцев, и ничто их не останавливает. Проблему зайцев надо решать отдельно, и мы поговорим о ней в следующий раз.

Мы запросили данные по выручке Мосгортранса. Выяснилось, что относительный убыток по сравнению с турникетной системой за 2 месяца эксперимента составил 2,5 млн. рублей, или 3% доходов от перевозки пассажиров. Доходы из-за неоплаты проезда снизились на 12,5%.

При этом сейчас у нас совершенно не работает система с контролерами. В Берлине, например, турникетов нет не только на наземном транспорте, но даже в метро! Но каждый пассажир знает, что если он попадется, то заплатит большой штраф. И контролеры в Берлине или Париже такие, что вариантов отвертеться нет. У нас же решили все проблемы с контролем оплаты проезда переложить на плечи добропорядочных пассажиров, которых большинство.

Зато плюсов для Мосгортранса получается больше:


Надеюсь, Мосгортранс сделает правильные выводы из эксперимента, и турникеты исчезнут из всех трамваев, автобусов и троллейбусов. Нельзя требовать от людей пересесть на общественный транспорт, когда поездка на нем превращается в пытку.

Этот пост был бы не полным без одной чудесной истории. Оказывается, к граблям, на которые наступили в Москве, и которыми получили по лбу, тут же выстроилась очередь. Первые в очереди - чиновники из культурной столицы.

«Смольный готовит очередную революцию в области общественного транспорта. Как стало известно «Фонтанке», в январе чиновники запустят эксперимент по оборудованию петербургских автобусов турникетами.»

Забавно наблюдать, как питерские СМИ радостно смакуют новость:

«В культурной столице начнется эксперимент, который уже успешно завершился в Москве. Городские автобусы планируется оснастить турникетами и оборудованием для считывания смарт-карт.»

Надеюсь, у Питера получится отбить глупость с турникетами, а то пользоваться наземным общественным транспортом можно будет только от безысходности.

Если вы живете в Санкт-Петербурге, то покажите этот пост своим друзьям, чтобы они знали, что Смольный собирается сделать очередную гадость. В Москве мы готовили плакаты, можете использовать эту идею в своем городе (вариант 1, вариант 2)

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите нас:

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей
17 трамвай без турникетов и задержек
Текущий проект

Автоматизированная система контроля проезда (АСКП), или попросту турникеты, является одним из главных недостатков наземного общественного транспорта в Москве. Ежедневно почти 5 миллионов пассажиров подвергаются унизительной процедуре посадки в трамвай, автобус или троллейбус через единственную переднюю дверь, которая оборудована турникетом. На маршрутах с большим потоком пассажиров образуются очереди на посадку. Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 239 610 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему