К счастью, в России низовые инициативы по улучшению городской среды появляются не только как реакция на очередную попытку что-то испортить или погубить. Примеры так называемой позитивной повестки тоже существуют, и сейчас мы видим ее в Перми. Местные «Городские проекты» готовятся представить администрации города свой вариант навигации для общественного транспорта.
Как известно, навигация бывает двух видов. Первая: удобная, красивая и современная. За примерами далеко ходить не надо. Москва, Лондон, Берлин, Будапешт. Она может стать своеобразной фишкой города и приобрести культовый статус, как в Лондоне.
Есть и второй вид навигации: непонятный, страшный и допотопный. Жаль, но именно такая она сейчас даже в российских городах миллионниках, и Пермь не исключение. Единой схемы в городе нет до сих пор, и на карту нанесены сразу все маршруты.
Переплетение линий настолько сложное, что разобраться в том, как добраться из точки А в точку Б становится проблемой не только для туристов, но и местных жителей.
Другой существенный недостаток схемы заключается в том, что она буквально воспроизводит карту Перми и путь маршрутов. Такая достоверность хороша, если вы хотите понять логику взаимодействия городской географии и общественного транспорта, но для навигации это не годится. Густые скопления линий или пустые места могут запутать пассажиров, из-за чего они будут либо суетливо следить за дорогой, опасаясь, что уедут не туда, либо сделают выбор в пользу такси — кому захочется лишний раз нервничать?
Навигация, которую предлагают «Городские проекты» Перми, лишена этих недостатков. Ее автор — пермский дизайнер Дмитрий Кучев — изучил порядка 400 схем со всего мира, чтобы разработать вариант для своего города. Помогал ему в этом экс-дизайнер Студии Лебедева Александр Караваев, который сделал свой вклад в появление московской навигации.
Поскольку одной из главных проблем старой схемы была ее нечитаемость из-за перегруза маршрутами, в новом варианте единая схема будет разделена на локальные. Пассажир будет видеть в первую очередь те маршруты, которые ему нужны. Разумеется, здесь Кучев ориентировался на лондонский опыт. Новая навигация Перми будет состоять из локальных схем для крупных транспортных узлов: Попова, Восстания, Комсомольской площади, Перми-2 и других. Чтобы понять, как все устроено, мы покажем вам участок с Центральным рынком.
Рядом с каждой остановкой обозначены только те маршруты, которые на ней останавливаются. Есть и стрелочки, позволяющие понять, в каком направлении движется транспорт. Просто и понятно! Добавлены иконки значимых городских объектов, которые обеспечивают привязку схемы к местности — в данном случае это как раз сам Центральный рынок и Драмтеатр. Так пассажир поймет, в каком месте он находится. Ориентироваться в городе станет гораздо проще, чем при детальном воспроизведении карты: теперь маршруты не конфликтуют с улицами и не давят на глаз.
Такие схемы появятся на всех остановках, а справа от них расписание маршрутов. Навигация появится и внутри самого транспорта. Переходы на другие маршруты, ключевые городские объекты, парки и река Кама - все это есть и делает схему информативной и простой в использовании.
Кучев разработал проект еще в 2018 году, но его попытки убедить администрацию в его необходимости зашли в тупик еще на начальных этапах. Теперь, когда делом занимаются «Городские проекты», шансы есть. Пермскую общественность ждет большая информационная кампания с аргументами за навигацию. И вряд ли стоит думать, что пермяки ее не примут.