Отсутствие безбарьерной среды — одна из серьёзнейших проблем российских городов. Родителям с детскими колясками становится тяжело преодолеть практически любое такое препятствие — каждый пешеходный переход становится испытанием. Велосипедистам и самокатчикам приходится постоянно спешиваться — комфорта от вождения получить не удаётся (представьте, если бы водителям автомобилей пришлось каждые 300 метров заезжать на бордюр?). Если вы с тяжёлым чемоданом на колёсиках — то будьте добры его не раз и не два поднять, и неважно, есть у вас на это силы или нет. А люди с инвалидностью, которые перемещаются по городу на колясках, вообще выключаются из городской жизни: город для них — по сути непреодолимое препятствие.
Наша тюменская команда взялась решить эту проблему у себя в городе. Ещё несколько лет назад, до прихода «Городских проектов» в Тюмень, городские активисты писали обращения в администрацию города с просьбой понизить бордюры на том или ином переходе. Администрация бордюры понижала. Но это были точечные решения. В 2021 году, когда в Тюмени появилась структура с десятками активных сторонников и развитыми соцсетями, мы запустили «убер» по понижению бордюров.
В чате сторонников в Telegram и в соцсетях отделения был объявлен сбор фотографий и координат высоких бордюров. Координатор проекта сводила все найденные бордюры в реестр в виде гугл-таблицы, сортировала адреса по административным округам города и готовила обращения в управы. К концу летнего сезона в реестре бордюров была 131 строчка, всего отправлено 113 обращений.
Немного юридических тонкостей. Требования к доступности пешеходных путей приводятся в своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Весной, когда мы начинали проект, действовала версия документа 2016 года. Между проезжей частью и нижней гранью съезда с тротуара допускался перепад высот в 15 мм. С августа 2021 года начала действовать новая редакция стандарта — странный в контексте пешеходов, пусть и маломобильных, термин «съезд» заменили на «бордюрный пандус», а ещё теперь перепада высот между проезжей частью и краем бордюрного пандуса быть вовсе не должно (но допускается 5 мм). Привести бордюрные пандусы к требованиям свода правил мы и просили администрацию Тюмени.
Всего в итоге понизили 95 бордюров, то есть почти ¾ от всех, по которым направлены обращения.
Часть из тех бордюров, которые не были понижены, вошли в план на 2022 год — это улицы, где запланирован ремонт. Часть бордюров оказались в ведении управляющих компаний. Из городских управ обращения пересылали им. В отличие от муниципальных властей, УК приводить бордюры в порядок не спешат. Переписка с ними продолжится в 2022 году.
Запущенный вал обращений по понижению бордюров заметно повлиял на администрацию города. Ещё год назад после реконструкции улиц по программе БКАД могли появляться новые высокие бордюры. В 2021 году все бордюры при ремонте тротуаров автоматически понижались «в ноль». Можно осторожно надеяться на то, что скоро в Тюмени пешеходная среда станет безбарьерной. Однако пока этого не случилось, наше отделение продолжит вести реестр «ненормативных» бордюров и бороться за их понижение.
Регистрируйтесь на сайте нашей Федеральной сети, чтобы проводить исследования в своём городе, предлагать решения городских проблем и требовать урбанистические изменения вместе с единомышленниками!