Сухарева башня

7 ноября 2013 г.
Для расширения улиц с целью увеличения пропускной способности в Москве уничтожались не только милые улицы с трамваями или городские бульвары — иногда для этих целей уничтожались удивительные архитектурные объекты. Один из самых вопиющих случаев — Сухарева башня

Сухаревская башня


Сретенка. Это место сегодня

Снимок экрана 2013-10-28 в 0.09.04

Башня была построена в 1701 году по инициативе Петра I. Укрепления Земляного города к тому времени уже потеряли свое оборонительное значение, поэтому архитектура Сухаревой башни лишена каких-либо крепостных элементов. Фасады имели четкое членение по этажам, стены третьего яруса прорезались сплошной лентой больших парных окон с нарядными наличниками, широкая открытая лестница вела на гульбище, обходившее вокруг второго и третьего ярусов здания. Основной трехэтажный объем завершался высокой башней с часами и государственным гербом наверху. Торжественная архитектура Сухаревой башни создавала образ монументального общественного здания (источник)





С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии




Затем долгое время Сухарева башня находилась в ведении Московской конторы адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка.




В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 года, в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы (источник).



Немного цитат о башне:

«Фантастическая громада»
«...на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться»
М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

«Сухаревские часы»
«Сухаревские часы начали пошаливать. По донесению, сделанному в Управу одним из городских инженеров, сухаревские часы или совершенно не бьют, или бьют неправильно. Управа недавно сделала распоряжение ремонтировать часы.»
«Московский Листок», 7 октября 1901

«Как пройти?»
«18 января крест-н Еськов, проходя по Екатерининскому парку, был остановлен двумя женщинами; одна из них спросила - как пройти к Бутырской заставе, а другая попросила указать ей дорогу к Сухаревой башне. Еськов указал им путь и обе женщины ушли, после чего Еськов обнаружил, что у него из кармана пропали серебряный портсигар, также часы и кошелек с 170 руб.»
«Московский Листок», 2 февраля 1903



В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. План должен был изменить город полностью: Москва должна была стать центром мировой пролетарской революции. В центре города должны были появится широкие транспортные магистрали и высотные здания, чтобы это сделать начали сносить историческую застройку.

В 1933 году дошло дело и до Сухаревой башни: по мнению Сталина, трёхсотлетняя башня мешала развитию движения на Сухаревской площади и поэтому необходимо было её снести. Небольшая заметка с информации об этой малозначительной новости вышла в газете Рабочая Москва (пытался найти скан, но не удалось).

Известные архитекторы пытались защитить башню: живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно:

«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

В письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню. В частности предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути и направить транспортный и пешеходный потоки. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке

Ответ Сталина на это был такой:

Сталин с письмом о башне
фотография из музея в Сочи

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»

Сталин о Сухаревой башне

Башню начали сносить




Архитекторы сделали ещё одну попытку спасти объект. Письмо, подписанное шестью архитекторами и деятелями искусств, было направлено Сталину

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры»

Ответ был однозначным

«Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)»


В газетах того времени писали подробные хроники разборки

— 19 апреля 1934 года – верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.
— 29 апреля 1934 года – вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.
— 24 мая 1934 года – разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.



Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал:

«Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом».

Эти слова он дополнил своими стихами:
«Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…»

После уничтожения площади Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную


У станции метро «Колхозная»


Такие вот дела. Площадь потом в 1990 году переименовали обратно, как и метро. Башню в 1982 году даже принимали решение восстановить, но на конкурсе проектов ни один не был принят. Трамваи со Сретенки тоже скоро исчезли, их заменили троллейбусы. Сейчас тут бессмысленное и беспощадное 16-ти полосное Садовое кольцо

Снимок экрана 2013-10-28 в 1.30.10



Эх...



Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить