Безусловный базовый доход, но только для транспорта

16 декабря 2021 г.

Если вы молоды и ищете работу в калифорнийском Бейкерсфилде, одними из лучших вариантов будет работать на складе или в розничной торговле на окраине города. Но добраться туда не так-то просто, если у вас нет автомобиля.

Это объясняет, почему порядка 18 500 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет в этом городе с населением в 400 тысяч человек нигде не учились и не работали в 2019 году. В Бейкерсфилде наиболее высокие рейтинги разобщенности молодежи в США, и пандемия это лишь усугубила.

Чтобы восполнить некоторые из этих пробелов, была запущена экспериментальная программа. В течение года в ней будут участвовать 100 социально незащищенных жителей Бейкерсфилда. Исследование покажет, как доступ к бесплатному общественному транспорту, электровелосипедам и электросамокатам повлияет на их жизни.

Это не единственная программа в США с концепцией «безусловной мобильности». В Окленде до 500 человек получат дебетовую карту с 300 долларами на счету, которые можно использовать для оплаты общественного транспорта и других способов передвижения. В Питтсбурге следующей весной планируют запустить годичное исследование на 50 человек. Аналогичная программа ждет жителей юга Лос-Анджелеса.

Цель экспериментов — понять, как человек, получая минимальный доступ к транспорту, сможет улучшить свои достижения. Во всей Америке малоимущие тратят на транспорт больше денег, чем их более богатые сограждане, если считать в процентном соотношении.

Исследователей интересует, какие способы передвижения выберут участники, чтобы добраться до пункта назначения, и как программы повлияют на их финансовое благополучие, качество жизни и здоровье.

Почему мобильность важна

В Бейкерсфилде участники получат безлимитные проездные билеты на автобусы и пять бесплатных поездок на прокатных электровелосипедах и самокатах каждый день. Участников исследования выберет «Центр мечты», организация по содействию нынешних и бывших приёмных детей, многие из которых — бездомные.

Молодёжь, которой «Центр мечты» помог найти работу, зачастую добирается до неё на такси, которое заметно съедает их и без того небольшую зарплату. Многие чувствуют себя подавленно, потому что работают неполный день. А ведь им еще предстоит платить за жилье и продукты. В совокупности этого становится достаточно, чтобы они ушли с работы. Поэтому исследование должно помочь понять: если устранить барьеры в виде оплаты проезда, поможет ли это участникам исследования?

Выиграть должны и местные работодатели, которые сталкиваются с нехваткой кадров — теперь у них смогут работать люди, которые живут в районах, где есть проблемы с транспортом.

Ожидается, что эксперимент вызовет большой интерес. В Окленде желающих принять участие оказалось в два раза больше, чем предполагает программа. Они смогут потратить 300 долларов с дебетовой карты на общественный транспорт, каршеринг, велопрокат и самокаты.

«Вероятно, это продлится не больше двух месяцев», — считает специалист по транспортному планированию Куинн Уоллес. «Этот проект нужен для устранения финансовых барьеров, из-за которых люди не могут полноценно перемещаться. Если мы дадим вам карту на 300 долларов, и вы положите их на проездной — отлично. Если вы сократите количество поездок на машинах и потратите деньги на то, чтобы за неделю воспользоваться велопрокатом пять раз, а не три — это тоже будет победой».

Эти программы появились после экспериментов с гарантированным доходом для финансово уязвимых жителей Стоктона, штат Калифорния, и Джексона, штат Миссиссипи. В Окленде тоже недавно начали такого рода исследование, в котором участвуют малоимущие семьи, в том числе представители расовых меньшинств. Исследования показали, что возможность людей перемещаться по городу без проблем тесно связана с их экономическими успехами. Поэтому идея обеспечить малоимущих пассажиров неограниченным доступом ко множеству услуг, помимо общественного транспорта, обсуждается уже много лет. Появление мобильных приложений делает это возможным.

Автомобильный вопрос

Но вместе с этим есть поводы и для скептицизма. Профессор городского планирования Университета Рутгерса предупреждает, что отсутствие доступа к автомобилям (всё ещё играющим важную роль для большинства американских городов) может снизить экономическое влияние программ безусловной мобильности.

По его мнению, простое предоставление доступа к общественному транспорту и другим удобным, но все же медленным способам передвижения вроде велопроката, не сможет значительно повлиять на доступность в целом. Вероятно, изменения коснутся личного бюджета людей, и это хорошо. Но программам, в которых не признается роль машин в повседневной жизни даже малоимущих людей, на его взгляд, не суждено стать успешными.

В автоцентричном Бейкерсфилде это может стать проблемой: общественный транспорт развит плохо, а пешком или на велосипедах на работу добираются меньше одного процента жителей. Велоинфраструктура, хоть и расширяется, остается скромной, а сам город — один из самых опасных для пешеходов на всю страну. В то время пока Питтсбург и Окленд включили в свои программы услуги каршеринга, Бейкерсфилд на данный момент этого не сделал. Исследователям предстоит узнать, повлияют ли эти факторы на успех программ.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 629 532 из 1 250 000 рублей

Еще статьи на эту тему