21 марта 2017     Автор: Городские проекты

Как сделать велосипед популярным транспортом

Чем больше людей ездит на велосипедах по городским улицам, тем безопасней становится поездка для каждого из них. Этот феномен, получивший название «безопасность в количестве» (safety in numbers), открыл в 2003 году Питер Джейкобсен. Недавно Национальная ассоциация транспортных чиновников США (NACTO) провела исследование в семи американских городах, чтобы понять, как предложенные ими меры по развитию велосипедной инфраструктуры отразились на количестве поездок и их безопасности. Итоги исследования говорят о том, что Джейкобсен был абсолютно прав.



NACTO постаралась выяснить, какие проекты и инициативы способствовали увеличению числа поездок, в том числе среди малообеспеченного и цветного населения. Результатом стал доклад «Велопрокат для всех предполагает наличие велоинфраструктуры», в котором акцент делается на принцип «безопасность в количестве» и предлагается развивать велопрокат в связке с велосипедной инфраструктурой.

«В городах, где строятся выделенные велодорожки, число велосипедистов растёт, а риск травм уменьшается», — говорится в начале доклада. «Комбинация развитой сети велопроката и выделенных дорожек даёт рост числа поездок, способствуя социальному равенству и мобильности горожан».



NACTO посчитала протяжённость велодорожек, число велосипедистов, погибших на дороге или получивших серьёзные травмы, а также общее число велопоездок в Чикаго, Миннеаполисе, Нью-Йорке, Филадельфии, Портленде (Орегон), Сан-Франциско и Вашингтоне. Во всех семи городах риск для каждого отдельно взятого велосипедиста снижался по мере того, как увеличивалось число поездок. В пяти городах — Чикаго, Миннеаполисе, Нью-Йорке, Филадельфии и Портленде между 2007 и 2014 годом сократилось абсолютное число смертей и серьезных травм среди велосипедистов. В двух оставшихся городах число смертей и травм увеличилось, но динамика роста числа поездок все равно оказалась выше.

Все семь попавших в исследование городов сделали в последние годы существенные инвестиции в развитие велоинфраструктуры, в том числе, в наиболее комфортную ее разновидность — выделенные велодорожки. В случае, когда безопасную велоинфраструктуру дополняет хорошо спланированная сеть велопроката, число поездок растёт особенно заметно, создавая крепкий политический фундамент для дальнейшего развития сети. К примеру, в 2015 в Нью-Йорке совершили 10 миллионов поездок на велосипедах городского проката Citi Bike, что сделало велосипедистов по-настоящему заметными на улицах города.



В докладе также говорится о том, что велопрокат чрезвычайно безопасен. Между 2010 и 2015 годом американцы проделали 62 миллиона поездок на прокатных велосипедах, а аварий со смертельным исходом за всё это время не было вообще. Существует масса теорий о том, что влияет на безопасность велосипедистов, но данный отчёт позволяет говорить о том, что велопрокат способствует лучшей видимости велосипедистов в городе за счёт привлечения на велосипед новых людей. Просто представьте себе, что во время поездки водитель видит 20 человек на велосипеде. Он явно не будет забывать об осторожности — в отличие от водителя, которому встретился на дороге всего один велосипедист.

Авторы заостряют внимание на том, что ключевую роль в привлечении людей на велосипеды играет безопасная велоинфраструктура, рассчитанная на пользователей любого возраста и с разной физической подготовкой. «Неуверенность в собственной безопасности и отсутствие велодорожек является главной причиной того, что малообеспеченные люди и представители цветного населения воздерживаются от поездок на велосипеде», — говорится в докладе. «Выделенные велодорожки привлекают людей, которые хотели бы передвигаться на велосипеде, но опасаются за свою безопасность, и помогают резко увеличить число пользователей велопроката».



Специалисты NACTO также изучили влияние законов, требующих обязательного ношения шлемов, и выяснили, что они ведут к снижению популярности велопроката и не способствуют безопасности. К тому же такие законы создают дополнительные проблемы для малоимущих и цветных велосипедистов. «Данные из разных частей США говорят о том, что эти законы часто становятся для полиции удобным предлогом, чтоб останавливать и штрафовать людей. Малообеспеченное и цветное население оказывается объектом претензий диспропорционально часто», — считают авторы отчёта.

В докладе также содержатся семь принципов, которые авторы вывели из опыта семи городов и рекомендуют использовать повсеместно:

Подкрепите развитие велопроката созданием сети велодорожек. Обеспечьте людям возможность ездить с комфортом и в безопасности. Когда рост числа поездок растёт на фоне создания новых велодорожек, уровень безопасности увеличивается особенно заметно.

Проектируйте велоинфраструктуру для тех, кто хочет ездить, но боится. Большинство американцев хотели бы использовать велосипед как транспорт, но не уверены, что это безопасно. Их готовность сесть на велосипед напрямую связана с наличием велодорожек. Ключ к успеху — это сочетание велоинфраструктуры с велопрокатом.

Не забывайте о тех, кто уже ездит. Половина людей, которые передвигаются на велосипеде в США, зарабатывают меньше 25 тысяч долларов в год. Годы автоцентричного проектирования привели к тому, что бедные районы оказались отрезаны от деловых центров опасными дорогами и хайвеями, передвигаться по которым пешком или на велосипеде неудобно или вовсе запрещено. Развивая велоинфраструктуру, надо не забывать об этих людях.

Вовлекайте местных жителей. В любом районе люди хотят, чтобы у них была возможность безопасно ходить, ездить на велосипеде и проводить время на улице. Долгосрочные отношения с жителями и местными активистами необходимы для распространения информации, получения обратной связи и поддержки проектов на районном уровне.

Используйте станции велопроката как инструмент безопасности. Их расположение может увеличить общий уровень безопасности на улице. Станции могут служить для обособления велодорожек, сужения улиц и успокоения автомобильного трафика, а также создания пешеходных островков безопасности.

Откажитесь от законов об обязательном ношении шлемов для взрослых. Такие законы ведут к сокращению числа велосипедистов и таким образом снижают общий уровень безопасности.

Собирайте статистику. Подсчёт числа велопоездок — один из лучших способов показать, что власти города проводят правильную политику, увеличивая число велосипедистов и делая такие поездки удобными и безопасными для всех горожан. Городам стоит изучить связь числа поездок и уровня безопасности, увеличиваются они или уменьшаются, и насколько сильно. Такую статистику надо собирать постоянно, чтобы получить полную картину того, насколько эффективны городские программы велосипедизации.

Источник
Перевод Анастасии Ромашкевич

Чтобы оставлять комментарии вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.

Здесь вы можете пройти быструю регистрацию: