Схема московского метро

21 января 2013 г.





andreyko


Городские проекты объявили конкурс на разработку схемы метро и я решил в нем поучаствовать.

Идея нарисовать схему метрополитена посетила меня года три назад. Тогда же я рьяно бросился схему рисовать, но в один определенный момент понял, что опыта и знаний не хватает. Время шло, я немного умнел и, увидев новую схему метро, ужаснулся. После объявления конкурса обрадовался и начал действовать.

Итак, почему она именно такая?
Потому что так вышло :) Мне вообще глубоко симпатичен метрополитен. И не только московский, а вообще весь. Я долго любовался сложными системами транспорта Нью-Йорка, Лондона и Токио. И, как мне кажется, подчерпнул много полезный информации.

Буквы
Гарнитура выбрана Myryad Pro по нескольким причинам. Эта гарнитура используется в метрополитене Гонконга, но точно не помню. Самой же важной оказалась свободность шрифта. Если бы в брифе не было указано, что шрифт должен быть свободен от авторских отчислений, я выбрал бы другую. Например, Universe. Он компактнее и графичнее.

Построение
При построении схемы я использовал 8 осей с шагом в 45° со сглаженными углам в местах сочленений. Такого количества осей достаточно для решения данной задачи. Больше — запутаннее, меньше — ничего бы не получилось и схема потеряла бы компактность. В последней официальной схеме оси строятся под углом 0°, 60° и 120°, что не совсем понятно, почему это именно было сделано. Теперь про сглаженные углы. В схеме, где станции обозначаются окружностями, странно использовать эти окружности только в одном случае. Да и углы занимают человеческий взор. Он думает, что угол — какой-то логический элемент, хотя он сам нисколько не отличается от прямого участка линии. Поэтому я решил сглаживать все углы в схеме.

Станции пересадок
Когда я размышлял над организацией пересадочных узлов, то понял, что отталкиваться от зарубежных схем не получится. В зарубежных метрополитенах многие станции обслуживают разные линии и их обозначают одним кружком, пропуская через него все линии. Такую концепцию взял на вооружение господин Бирман. Надеюсь, что увидим его работу среди финалистов. Хотелось бы даже лично познакомиться с ним. Господа из студии Татьяныча решили, что они придумали новый поход к пересадкам и нарисовали что-то градиентно-блевотное. Красиво, конечно, но это не информационный дизайн, а что попало. Прости, Людвиг и Воронежский!
Итак, в итоге я оставил прием, который использовался на предыдущих схемах метрополитена, упростив его. Что касается организации пересадок, то считаю, что на общей схеме метрополитена не место направлениям пересадок, потому что это не работает и не считывается. Все равно люди ходят по стрелкам, которые видят на станции, а не по градиентам, которые видят на схеме.

Пеньки как обозначение прочих станций
Их применение нужно, чтобы понизить визуальное давление. Количество станций растет, большое количество кружков превратит схему в газировку уже очень скоро. Поэтому нужно упрощать, насколько это возможно. Так появились пеньки и на концах линий.

Транслитерация
Что поделать, не переть же против брифа. Сам я глубоко против использования такого пространства под английское написание. У меня есть подозрение, что количество англоговорящих граждан ощутимо меньше, чем все думают. Решение этой задачи — карманные схемы метро, где станция обозначается кодом (А-01, например), а снизу или на обороте указывается ее расшифровка. К тому же не стоит забывать, что мы живем в век цифровых технологий и иностранцы могут пользоваться приложениями.

Дополнительная информация
Требования брифа про экспресс-автобусы меня несколько удивили. Ну да ладно, поставил. Правда считаю это нецелесообразным. Вряд ли это информация будет интересна гражданам, планирующие свои поездки. мало кто будет использовать эти маршруты при долгих поездках. Проще и быстрее доехать до ближайшей станции на метро, а там уже подвозящим транспортом. Реку я нарисовал, но потом решил убрать — она не очень-то формирующая территорию.

Вот, в общем и все. Если есть какие-то вопросы еще — задавайте, постараюсь ответить.

[ Оригинал в блоге автора ]


Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить