Трамвайчики Москвы: без турникетов и по зеленой улице!

30 мая 2013 г.

Как вы знаете Фонд "Городские проекты" очень любит трамвай. И надо признать, что любовь эта не просто продукт любования, а результат очень рационального подхода к устройству города: именно трамвай сейчас для Москвы мог бы стать лучшим средством борьбы с пробками. Надо признать и еще одну важную штуку - ГорПроекты не первые, кто полюбил московский трамвай, и потому Фонду удобно и просто сейчас работать, опираясь на большой запас знаний, проектов и предложений, которые были созданы активистами общественной организации "Москвичи за трамвай" (ныне ставшей одной из основ МОО "Город и транспорт").

С осени прошлого года ГорПроекты активно включились в пробивание и проталкивание проектов, направленных на улучшение качества и удобства трамвайного транспорта. И тут, опять же, мы опирались и опираемся на те идеи, которые были наработаны большим числом неравнодушных к транспорту Москвы людей, которые нам активно помогают. Были предприняты действия, подготовлены письма, написаны посты направленные на создание посадочных платформ для трамвая, на модернизацию и повышение качества трамвайного пути, на улучшение и обновление подвижного состава. Но все это было бы недостаточным, без важнейшей задачи - снятия турникетов.

И вот сегодня я очень рад написать, что в этом вопросе достигнуто полное взаимопонимание с ГУП "Мосгортранс" и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. С 1 июня 2013 года до 15 августа 2013 года в Москве, на 17 трамвайном маршруте (а также на совместном участке 11 трамвайного маршрута) будет проводиться экспериментальный отказ от турникетной системы сбора выручки!

С 1 июня на 17 маршруте трамвая "Останкино - Медведково" целиком, и на 11 маршруте трамвая на участке "Останкино - ВДНХ (северный)", турникеты у первой двери будут отключены. Посадка пассажиров будет проводиться ВО ВСЕ ДВЕРИ вагонов, высадка будет проводиться во все двери, кроме передней. Устройства для валидации билетов (это желтые такие, не путать с турникетами) будут размещены у 1, 3 (на накопительной площадке) и 4 дверей вагонов.


Принципиально важно, что пассажир, зайдя в вагон, ОБЯЗАН валидировать свой билет через одно из устройств валидации. Это касается всех типов билетов: и платных, и соцальных, и проездных. Не валидированный проезд считается не оплаченным. Во время эксперимента контроль оплаты проезда будет проводиться усиленными контролерскими бригадами.

Для того, чтобы пассажиры не путались, информация о ходе эксперимента и порядке посадки будет размещена на всех остановках маршрута и на всех вагонах маршрута. Кроме того, она будет дублироваться голосовыми сообщениями в салонах. На первом этапе эксперимента с 1 по 7 июня помогать пассажирам на остановках "Метро ВДНХ", "Метро Бабушкинская", "Платформа Северянин", "ул. Докукина" и "ул. Полярная" будут сотрудники ГУП "Мосгортранс".

Важно отметить, что в первые семь дней работы будет проводиться уточнение графиков движения вагонов, и их корректировка. То есть фактическое ускорение движения, за счет сокращения времени высадки и посадки пассажиров, будет установлено только после первого этапа эксперимента.

В ходе эксперимента будут проконтролированы такие параметры, как ускорение движения на линии, сокращение времени оборота, снижение затрат на обслуживание маршрута, сокращение времени посадки/высадки пассажиров, рост пассажиропотока за счет улучшения качества предоставляемых услуг.

Принципиально важный момент: на всем протяжении эксперимента за всеми параметрами будут очень внимательно следить, сравнивая их с аналогичным периодом прошлого года. Если пассажиры окажутся нерадивы, и в результате эксперимента валовые расходы на обслуживание маршрута не сократятся, а возрастут, из-за уклонения от уплаты за проезд, то турникеты будут возвращены.

Поэтому, если вы пользуетесь 11 и 17 маршрутами трамвая и хотите жить без турникетов, то ваш кровный интерес состоит в том, чтобы ВСЕ валидировали свои билеты. Сделайте это сами, напомните об этом своим знакомым и друзьям, которые могут польститься на бесплатный проезд, объясните это бабушкам, которые могут не понимать зачем надо прикладывать карту к валидатору, в отсутствие турникета. Примите деятельное участие В УСПЕХЕ эксперимента!

А теперь еще пара вещей на эту тему.

На 17 маршруте массово внедряются платформы для посадки в трамвай, сделанные так, чтобы уровень платформы соответствовал высоте пола низкопольного вагона. Выглядят они примерно так:

Надо отметить, что вообще мы просили сделать вот так:

Но в некотором смысле спасибо и за то, что хотя бы начали их делать. Тут надо пояснить в чем трудность... в наших стандартах, СНиПах и ГОСТах есть требования по удалению всего и вся от кромки трамвайного пути. Плюс есть устаревшие снегоочистители, которые имеют большой вынос щетки, они, соответственно, могут просто не уместиться в габарит платформы. Плюс у нас есть традиционная экономия на чем не надо (на Алабяно-Балтийском тоннеле не экономим, а вот платформы трамвая делаем из самых дешевых материалов силами службы пути).

То есть в результате получается не так красиво и хорошо, как хотелось бы. Но по крайней мере эти платформы функциональны. Сейчас на 17 маршруте возвели уже 19 таких платформ, и до конца года добавят еще 34, оборудовав весь маршрут по всей его протяженности. По всему городу таких платформ будет сделано 110 штук в течении этого года, и в дальнейшем они будут организованы на всех трамвайных остановках Москвы.

Почему это важно делать сейчас? Сейчас в Москве не очень много низкопольных трамваев: 23 вагона ЛМ-2008, по одному вагону ВариоЛФ и Татра КТ3R, и в течении этого года поступит (и уже начали поступать) 67 вагонов 71-623. Все эти вагоны не 100% низкопольные, а имеющие низкопольную среднюю секцию.

Но уже в 2014 году в Москву начнут поступать новые вагоны производства Уралвагонзавода (а если быть честными, то вагоны канадской Бомбардьер отверточной сборки УВЗ). Поставлять вагоны сперва хотел Альстом, и вот как выглядела презентационная обкатка 100% низкопольного вагона как раз на сети 17 маршрута.

Картинки по запросу трамвай увз pesa для москвы 2013


К моменту поступления этих вагонов должны быть полностью отработаны все принципы будущей работы с ними. Эти вагоны будут 100 процентов низкопольными, в них не будут устанавливаться турникеты, они будут иметь три секции и сквозной проход от хвоста до кабины. Посадка будет проводиться во все двери, а значит скорость посадки/высадки будет определяться наличием подходящих платформ на остановках.

То есть все те шаги, которые сейчас делаются - это не отрывочные дергания и хватания за что плохо лежит - это стратегия развития на много лет вперед. Эти трамваи дадут уже принципиально новое качество для городского пассажирского транспорта, и смогут по комфорту конкурировать с автомобилем, а по надежности - с метрополитеном. Вот эта задача, которую подняли в свое время "Москвичи за трамвай", и над которой сейчас работаем мы все.

Недавно ГорПроекты попытались вдохнуть новую жизнь в еще одну затею "Москвичей за трамвай": мы хотим сделать наши трамвайные линии эстетичней, и лучше защищенными от выезда постороннего транспорта. Для этого они могут быть оборудованы газоном.

Трудно поверить, но это Сходненская улица в Москве:

В 2009 году проводился эксперимент по высадке на ней травяного газона. И в течении одного сезона улица отлично жила и радовала всех своим опрятным праздничным видом... Но вот потом пришла зима, и трамваи при движении создавали ледяное покрывало на линии, которое блокировало доступ кислорода в землю. Это к весне очень тяжко сказалось на высаженном газоне. Соответственно встал вопрос, что высеивать его ежегодно это дорогое удовольствие... И вопрос застопорился. Сейчас мы выяснили что в Варшаве местное трамвайное управление нашло способы организации такого газона в холодных климатических условиях, поэтому ГорПроекты написали письмо в Департамент транспорта с просьбой пообщаться с коллегами по этому поводу.

озеленение трамв путей

Нам надо постараться сделать так, чтобы к запуску новых вагонов на 17 маршруте не только не было турникетов и были платформы, но и пути были в приглядном и радующем всякого человека состоянии. Способы обеспечить это есть, надо только заново хорошо взяться за этот вопрос.

Мы любим трамваи, и мы знаем какое будущее для них хотим :) Поэтому я предлагаю всем поддержать наши эксперименты по улучшению трамвайной инфраструктуры Москвы. Она должна стать ключевым звеном для решения проблемы транспорта в городе. Набором последовательных целенаправленных усилий мы доведем качество и уровень трамвайной системы Москвы до отличного.

Сейчас Антону Буслову очень нужна Ваша помощь — http://mymaster.livejournal.com/364500.html

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 597 179₽ из 700 000
Против турникетов на наземном транспорте
Текущий проект

С января 2013 года мы требуем, чтобы из наземного транспорта убрали турникеты и разрешили посадку во все двери. Каких только ответов мы не получали. Будут зайцы, надо менять законы, денег не станет совсем, не хватает контролеров... Мы боролись за вход во все двери почти 6 лет.

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 597 179₽ из 700 000

Еще статьи на эту тему