Что с уборкой снега в Петербурге и когда ждать гранитную крошку

8 февраля 2016 г.
Материал Тагира Нурахметова

Иллюстрация Насти Лемовой

В феврале 2012 года губернатор Санкт-Петербурга вернулся из поездки в Хельсинки вдохновлённым: финны показали ему гранитную крошку, которой они посыпают зимой дороги и тротуары. Георгий Полтавченко решил перенять этот опыт и избавить наконец зимний Петербург от реагентов. Той же зимой экспериментировать с гранитной крошкой начали в Курортном районе, а в декабре того же года городские власти стали применять ее на 437 улицах (всего их в агломерации около 4600).

О результатах эксперимента писала газета «Мой район»: по словам ее корреспондента, «ходить по дорожке [с крошкой]... было сплошным удовольствием». Покрывать дороги крошкой требовалось только один раз, поскольку гранулы каким-то образом просачивались наверх сквозь выпавший снег. Минусом журналист назвал то, что по такой дорожке не проехать на лыжах: пластик быстро повреждается.

Прошло четыре года — какая ситуация сейчас? Директор ГУДСП «Гражданское» Сергей Булах уже в 2012 году заявил, что адресный список, на которых применяется гранитная крошка, расширяться не будет. Так и произошло. Сегодня финский способ борьбы со льдом применяется на некоторых улицах Выборгского, Приморского и Калининского районов, а также в многочисленных пригородах: Пушкине, Петергофе, Павловске, Петро-Славянке, Сестрорецке, Зеленогорске и др.

Но в большей части города до нынешнего года в качестве противогололедных материалов щедро использовали реагенты — песко-соляную смесь. Из-за нее улицы были покрыты жижой из талого снега, песка и соли. Пешеходы жаловались на испорченную реагентами обувь, водители — на грязные машины, а владельцы собак — на отравления домашних питомцев, которые облизывают лапы после прогулки. Этой зимой ситуация резко поменялась: улицы города остаются белоснежными, а горожане чуть ли не впервые благодарят коммунальные службы за качественную уборку. Секрет успеха городских властей прост: они практически отказались от использования технической соли.

Главным антисолевым лоббистом в городской администрации оказался глава Комитета по благоустройству Владимир Рублевский. В интервью «Фонтанке» он рассказал, что в этом году в противогололедных материалах концентрацию соли уменьшили в три-четыре раза: в применяемой песко-соляной смеси ее только от 5 до 10 процентов. Благодаря этому, смесь не растапливает снег, а только разрыхляет его, чтобы затем снегоуборочные машины могли убрать все с дороги. Собственно, именно в прометании снега с последующим вывозом заключается главный секрет чистых улиц. Использование большего (по сравнению с предыдущими годами) количества единиц техники выходит дороже, поэтому Рублевский предполагает, что летом придется «экономить на каких-то вещах».

Несмотря на то, что некоторые издания уже рапортуют о том, что петербуржцы безмерно благодарят коммунальные службы за качественную уборку снега и отказ от реагентов, жалобы в соцсетях все равно можно встретить. Чаще всего жалуются на скользкие тротуары. Окончательно эту проблему могла бы решить гранитная крошка, однако, о ее более широком использовании в администрации речи пока не идет.

Гранитная крошка для борьбы со снегом и наледью уже давно используется в соседних Финляндии и Швеции. Каждую зиму ею посыпают дороги и тротуары, а весной собирают обратно, промывают и сохраняют до следующего сезона. Ходить и ездить по таким улицам одно удовольствие: обувь и машины остаются чистыми, а кости целыми. Ее важное преимущество — многоразовость: гранитная крошка закупается один раз в несколько лет, тогда как соль — ежегодно. Также каменные гранулы могут применяться как средство по успокоению автомобильного трафика: на дорогах с гранитной крошкой скоростной режим приходится снижать, иначе камушки (размером 1-6 мм) будут разлетаться и попадать в лобовые стекла машин. Это обстоятельство используют в качестве аргумента противники скандинавского метода борьбы с гололедом. Но снижение средней скорости движения автомобилей в городе в зимнее время скорее благо, нежели упущение.


Иллюстрация Насти Лемовой

Основное препятствие для повсеместного использования гранитной крошки по словам чиновников — засорение коллекторов. В Финляндии же устанавливают в коллекторах простые конструкции, напоминающие ведра с небольшими отверстиями: через них вода проходит в канализацию беспрепятственно, а камушки оседают.

«Те улицы, которые попали в адресный список, тем отличаются, что у них нет водоотвода, поэтому крошка не будет забивать коллекторы. Все остальные магистрали крошки не дождутся, пока не будут переделаны: чтобы там были отстойники, патрубки и прочее. Да, эту крошку весной собирают, но не с самих улиц, а именно из отстойников. Для коллекторов крошка более опасна, чем, скажем, песок», — говорит Сергей Булах, директор ликвидированного ГУДСП «Гражданское».

Расходы на гранитную крошку сопоставимы с расходами на химические реагенты в средне- и долгосрочной перспективе. В первую очередь, кроме собственно крошки, городу нужно закупить специальную технику для распределения и сбора камней. Ежегодными издержками являются только затраты на промывку и хранение гранитной крошки. Санкт-Петербург, кстати, в более выгодном положении по сравнению с другими российскими городами: в Ленинградской области достаточно гранитных карьеров, которые могут покрыть потребности города. Гранитная крошка окупится еще и тем, что повысится активность горожан и туристов, которые не будут бояться испачкаться в снежно-песочно-солевой жиже. Следовательно, люди будут больше тратить денег в магазинах, музеях, театрах и т.д., пополняя в том числе городской бюджет.


Иллюстрация Насти Лемовой

К счастью, комитет по благоустройству радует новостями: следующей зимой коммунальщики будут наконец использовать гранитную крошку на центральных улицах города, на Васильевском острове, пока что в экспериментальном режиме. К комитету присоединится и Водоканал, который будет исследовать, как подстроить систему водоотведения под финский метод борьбы с гололедом. Почему-то решили использовать в 2017 году крошку ярких цветов, но главное то, что с ней горожане забудут об испорченной обуви, лужах при минусовой температуре и гололеде.


Песочно-соляная жижа. Иллюстрация Насти Лемовой

Еще статьи на эту тему

Поделиться
Отправить
Отправить
Отправить